Аттестация
Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников
1. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. №101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)» открыть(.pdf)
2. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26 сакавіка 2014г. №20 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22_жніўня_2012 г. №101» открыть(.pdf)
3. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26 лістапада 2014г. №163 «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22_жніўня_2012 г. № 101» открыть(.pdf)
4. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 лістапада 2015 г. №131 «Аб унясенні змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. №101» открыть (.pdf)
5. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101» (постановление вступило в силу 31 мая 2017 года) перейти
6. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» перейти
7. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2013 г. №106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (изложена в новой редакции квалификационная характеристика должности «Руководитель физического воспитания») открыть(.pdf)
8. Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954
46. Руководители организаций:
определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и обеспечивают реализацию их непрерывного профессионального образования;
организуют обучение работников в организации;
обеспечивают соблюдение гарантий работникам, направляемым для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в порядке, установленном законодательством.
47. Руководители организаций обеспечивают направление:
работников внешнеэкономических и маркетинговых служб, педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;
педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;
иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
Об аттестации педагогических работников открыть(.pdf)
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ перейти
Состав аттестационной комиссии на 2024/2025 учебный год
- Ильючек Татьяна Александровна – заместитель директора по УР, председатель аттестационной комиссии;
- Наумович Татьяна Николаевна – учитель белорусского языка и литературы, секретарь аттестационной комиссии;
- Гладкая Светлана Александровна - учитель истории, член аттестационной комиссии;
- Кирейчук Валентина Викторовна – учитель английского языка, председатель профкома, член аттестационной комиссии;
- Коваленко Наталья Михайловна, учитель географии, член аттестационной комиссии;
- Петух Елена Станиславовна – учитель математики, член аттестационной комиссии;
- Романчук Алла Болеславовна – учитель начальных классов, член аттестационной комиссии.
План работы аттестационной комиссии
План работы аттестационной комиссии Государственного учреждения образования
«Большеберестовицкая средняя школа им. С.О. Притыцкого» на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии |
сентябрь |
Аттестационная комиссия |
2. |
Ознакомление членов аттестационной комиссии с их обязанностями |
сентябрь |
Председатель аттестационной комиссии |
3. |
Утверждение плана работы аттестационной комиссии |
сентябрь |
Аттестационная комиссия |
4. |
Ознакомление педагогических работников высшей квалификационной категории со сроками аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории. Выдача направлений на сдачу квалификационного экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории. |
сентябрь |
Председатель аттестационной комиссии |
5. |
Проведение консультаций для педагогических работников по вопросам проведения аттестации |
в течение аттестационного цикла |
Председатель аттестационной комиссии |
6. |
Прием заявлений на аттестацию на высшую, вторую и первую квалификационную категорию |
в течение аттестационного периода (до 31 марта) |
Секретарь аттестационной комиссии |
7. |
Работа с заявлениями педагогов на аттестацию |
по мере поступления заявлений |
Секретарь аттестационной комиссии, инспектор по кадрам |
8. |
Рассмотрение заявлений об аттестации на высшую, первую и вторую квалификационную категорию |
по мере поступления заявлений (до 31 марта) |
Аттестационная комиссия |
9. |
Оформление заявки в отдел образования на сдачу квалификационного экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории |
по мере поступления заявлений до 31 марта |
Председатель аттестационной комиссии |
10. |
Оформление направления, анкеты аттестуемого и заявки на квалификационный экзамен на подтверждение высшей кв. категории в ГрОИРО |
в соответствии с графиком квалификационных экзаменов в ГрОИРО |
Председатель аттестационной комиссии |
11. |
Выдача направлений педагогическим работникам на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию |
в соответствии с графиком квалификационных экзаменов в АПО |
Председатель аттестационной комиссии |
12. |
Составление графика аттестации (дополнений к графику) педагогических работников:
|
после сдачи КЭ после сдачи КЭ до 1 апреля |
Председатель аттестационной комиссии |
13. |
Ознакомление аттестуемых педагогов с графиком (дополнением к графику) аттестации |
в течение 10 дней после утверждения приказом |
Председатель аттестационной комиссии |
14. |
Составление и согласование с аттестуемыми педагогами программ изучения их профессиональной деятельности |
до 1 апреля |
Аттестационная комиссия |
15. |
Согласование с педагогами, претендующими на первую и высшую категорию, форм представления опыта работы |
до 1 апреля |
Аттестационная комиссия |
16. |
Изучение профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников |
в соответствии с графиком аттестации и сроками программ изучения |
Аттестационная комиссия |
17. |
Систематизация и обобщение результатов деятельности аттестуемого педагога. Подготовка материалов по результатам изучения педагогической деятельности аттестуемых |
в соответствии со сроками программ изучения |
Аттестационная комиссия |
18. |
Подготовка характеристик на аттестуемых педагогов |
в соответствии со сроками программ изучения |
Аттестационная комиссия совместно с администрацией |
19. |
Ознакомление аттестуемых педагогов с характеристиками |
за неделю до аттестационного собеседования |
Аттестационная комиссия совместно с администрацией |
20. |
Заседания аттестационной комиссии |
в соответствии с графиком аттестации и дополнениями к нему |
Председатель аттестационной комиссии |
21. |
Оформление решений аттестационной комиссии |
в соответствии с графиком аттестации и дополнениями к нему |
Секретарь аттестационной комиссии |
22. |
Предоставление копий приказа о подтверждении высшей квалификационной категории в РООСиТ (планово-экономический отдел) |
в день заседания аттестационной комиссии и принятия решения о подтверждении педагогом высшей квалификационной категории |
Председатель аттестационной комиссии |
23. |
Подведение итогов аттестации |
в конце аттестационного периода |
Председатель аттестационной комиссии |
Алгоритм описания опыта работы педагога
- Тема
Тема должна отражать главное направление в содержании работы учителя.
Для формулировки темы необходимо задать себе 2 вопроса:
1) «Что я делаю?»;
2) «Для чего? С какой целью?».
Обычно тема состоит из 2-х частей: «что?» + «для чего?»
- «… для …»
- «… как средство …»
- «… как основа …»
«Использование … для …»
«Приемы (методы) … как средство развития (формирования) …»
Типичные ошибки:
а) тема очень широкая;
б) тема очень узкая;
в) тема требует раскрытия многих направлений.
2. Актуальность опыта
Ответ на вопрос: «Почему я это делаю?» (обоснование выбора темы).
Возможные варианты:
- значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога;
- проблема, которую вы планируете разрешить средствами своей практической деятельности.
Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.
- «Для меня эта тема актуальна, потому что…»
- «Актуальность темы обусловлена …»
- «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …»
Типичные ошибки:
а) описание отрицательного опыта собственной педагогической деятельности.
3. Цели опыта
Для формулировки цели необходимо ответить на вопрос:
«Чего я хочу добиться в результате своей деятельности?».
Формулировки цели обычно начинаются с существительного
|
|
Типичные ошибки:
а) цель не соответствует теме;
б) не отражает направленности на совершенствование образовательного процесса, личности учащихся;
в) цель шире темы;
г) цель уже темы.
4. Задачи опыта
Для формулировки задач необходимо ответить на вопрос:
«Что я делаю для достижения данной цели?».
Задачи прописываются как средства достижения цели или последовательность действий (шагов) по достижению цели.
Можно ставить задачи в сфере деятельности педагога или в сфере деятельности учащихся, но не смешивать их между собой.
Формулировки задач начинаются с глагола
- организовать
- выявить
- проанализировать
- составить
- разработать
- провести
Типичные ошибки:
а) формулируются задачи по самообразованию педагога («изучить учебно-методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.);
б) формулируются задачи по экспериментальной или опытно-экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.).
5. Ведущая идея опыта
Идея – это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении. Попробуйте сформулировать суть своего опыта в нескольких предложениях.
Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:
- «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
- «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
- «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».
Типичные ошибки:
а) идея опыта не связана с темой и целью;
б) идея опыта не раскрывается в последующем содержании деятельности.
6. Описание сути опыта
Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:
1) «Что у меня получается лучше всего?»;
2) «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием АВТОРОВ);
3) «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?»;
4) «Что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы, формы организации учебной деятельности учащихся?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы);
5) «В какой системе можно представить мой опыт:
- система работы с 1 по 4 классы;
- система уроков по изучению одного раздела учебной программы;
- система работы на уроке определенного типа;
- система заданий по учебной теме или др.?»
6) «Какие этапы можно выделить в моей работе?».
Порядок изложения опыта может быть подчинён заявленным задачам – опишите, как Вы решали каждую задачу, в какой последовательности действовали, какой материал подбирали (с ссылкой на авторов) или разрабатывали сами, как организовывали деятельность учащихся. Приведите конкретные примеры и факты (фрагменты уроков, варианты заданий можно включать в основной текст, полные конспекты уроков – давать в приложении).
Типичные ошибки:
а) опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме;
б) содержание опыта не соответствует теме, целям, задачам;
в) опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий
(«орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком»);
г) отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы;
д) описание ведётся не от первого лица («Учитель на уроке должен …»);
е) научные термины используются без понимания их сути;
ж) не указываются авторы классификаций, подходов, методик, которые педагог
использует в своей деятельности (получается, что автор – сам учитель);
з) отсутствуют конкретные примеры из опыта работы педагога
и) заимствование из Интернет-источников
7. Результативность опыта
Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:
1) Как можно доказать результативность моего опыта?
2) Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
3) Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
4) По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
5) Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?
Самое главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.
Типичные ошибки:
а) результаты не отражают того явления, о котором шла речь в опыте работе
(формировали выразительность чтения, а проверяли беглость);
б) результаты опыта по конкретной теме подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).
8. Заключение. Перспективы развития опыта
В заключительной части даём ответы на вопросы:
1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?
2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?
3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?
4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?
5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?
9. Список использованных источников
Указываются только те источники, на которые сделаны ссылки в тексте.
Список публикаций автора по теме опыта.
10. Приложения
Приложение может включать:
- конспекты уроков или технологические карты по теме опыта;
- примеры заданий;
- инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы);
- таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта;
Возможная структура описания опыта работы
титульный лист
1 – актуальность опыта
2 – цель и задачи
3 – теоретическое обоснование
4 – описание опыта
5 – результативность опыта
6 – перспективы развития опыта
7 – список использованных источников
8 – приложения
Структура (примерная) описания педагогического опыта
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
Баллы |
|
|
Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой |
В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата
|
1 |
|
Прописанные в представленном опыте педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой
|
2 |
|||
Цель деятельности, представленной в опыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности не отражает степень достижения цели
|
3 |
|||
Цель деятельности, представленной в опыте, направлена на решение актуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели
|
4 |
|||
|
Сущность опыта |
В опыте представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания
|
1 |
|
В опыте представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов
|
2 |
|||
Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи. Описана деятельность автора по его применению
|
3 |
|||
Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий)
|
4 |
|||
|
Результативность, эффективность |
Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта не доказана
|
1
|
|
Выделены отдельные показатели результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны
|
2
|
|||
Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Нечетко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта
|
3
|
|||
Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта
|
4
|
|||
|
Методический уровень описания опыта |
Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)
|
1
|
|
Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материалов)
|
2
|
|||
Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования
|
3
|
|||
Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами
|
4
|
|||
|
Защита опыта на основе разработанного на экзамене фрагмента педагогической деятельности |
Фрагмент педагогической деятельности не доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Нарушена структурная целостная фрагмента педагогической деятельности. Цель и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание не позволяет достичь цели занятия. Деятельность обучающихся на занятии практически не планируется
|
0-3
|
|
Фрагмент педагогической деятельности не в полной мере доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание частично соответствует поставленным целям и задачам. Планируется фрагментарная деятельность обучающихся
|
4–7
|
|||
Фрагмент педагогической деятельности убедительно доказывает владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия требуют незначительной корректировки. Отобранное содержание в полной мере позволяет достичь цели занятия. Планируется деятельность обучающихся
|
8–11
|
|||
Фрагмент педагогической деятельности убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности представляет собой законченный целостный продукт. Цели занятия поставлены конкретно и направлены на достижение результата. Содержание в полной мере соответствует поставленным целям и задачам. Планируется системная деятельность обучающихся
|
12–16 |
В помощь педагогам по вопросам аттестации
-
прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;
-
участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще-и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;
-
реализация темы по самообразованию;
-
знакомство с адресами ППО и изучение опыта коллег по актуальным для педагога проблемам;
-
работа с научно-методической, справочной литературой;
-
значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;
-
осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);
-
дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;
-
участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);
-
участие в общее- и внешкольных учебно-методических мероприятиях;
-
совершенствование работы учебно-предметного кабинета;
-
руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, проведение мастер-класса и др.).
-
Исходные позиции, которые учитывались при проектировании урока: особенности системы работы учителя, требования учебной программы, место урока в изучении темы, уровень класса, его готовность к изучению материала, наличие средств обучения.
-
Какой подход, идеи, принципы положены в основу урока?
-
Почему именно так сформулирована обучающая )цель урока, задачи воспитания и развития?
-
Чем вы руководствовались при определении воспитательных и развивающих задач? Как планируется решать их?
-
Чем обусловлена выбранная вами структура учебного занятия, на решение каких учебных задач направлена работа учащихся на каждом этапе урока?
-
Почему выбрана именно такая технология, такие методы и средства?
-
Почему именно таким образом планируется осуществление обратной связи? Как в конце урока вы и ваши ученики узнаете, что цель достигнута (в какой степени достигнута)?
-
Чем обусловлено содержание домашнего задания? Какие критерии выполнения домашнего задания получат учащиеся?
-
Какие результаты своей педагогической деятельности Вы считаете самыми показательными?
-
Как их можно измерить и доказать?
-
Какие последовательные этапы Вы можете выделить в собственной работе в данном направлении?
-
Как бы Вы рассказывали о данном опыте своим коллегам?
-
Как можно сформулировать тему, цель, задачи, результаты Вашего опыта, какие решаемые проблемы и противоречия указать?
-
Что именно определило успех Вашей профессиональной деятельности? (Методы? Средства? Приемы? Подходы к отбору содержания? Другие цели?)
-
Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта работы? (Карточки, схемы, набор заданий, подборка текстов, задач, инструкции, опорные схемы и т.д.)
-
Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить, объединить предлагаемые Вами нововведения?
-
Какие примеры целесообразно представить в конкретизацию этой системы?
-
Какими теоретическими положениями, источниками Вы пользовались при этой классификации?
Мы в соцсетях: