РУ БЕ EN

Методические ресурсы

Спортивный праздник
«Вместе с мамой, вместе с папой»
Задачи:
 
Ø    Совершенствовать связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общешкольным мероприятиям;
Ø    Развивать интерес к совместным занятиям спортом в семье, к здоровому образу жизни;
Ø    Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
 
Инвентарь: рисунки элементов цветов, 3 ведерка, 3 обруча, 16 маленьких кубиков, 3 детских зонта, 3 гимнастические скакалки, 3 мяча.
 
Оформление спортивного зала: зал украшен воздушными шарами, плакатами«Играй с нами», «Один за всех, все за одного», «В игре соперники, а вообще – друзья!», «Лучший семейный отдых – это спорт».
 
Состав команды: два папы, две мамы, три мальчика, три девочки.
 
Ведущие: 1 взрослый, мальчик и девочка в спортивной форме.
 
Ход праздника
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы собрались сегодня здесь, чтобы посоревноваться в силе и ловкости, скорости и выносливости, но не это главное в нашей встрече. Конечно же, мы не будем сегодня ставить рекорды, определять чемпиона и выбирать самых сильных и ловких. Наша цель другая. Мы собрались для того, чтобы поближе познакомиться и крепче подружиться друг с другом, посмотреть, что умеют наши дети и что могут наши родители, получить заряд бодрости и здоровья. И неважно, кто станет победителем в этом скорее шуточном состязании, а победитель обязательно будет. Главное - чтобы мы все почувствовали атмосферу праздника.
Пусть сегодня товарищеская встреча будет по-настоящему товарищеской. Я призываю команды к честной спортивной борьбе. Желаю всем успеха. Пусть победит сильнейший, а в выигрыше пусть останутся наша дружба и сплочённость!
А наш сегодняшний праздник посвящается…
 
Ведущий 2.       
Лету, лету красному,
Небу, небу ясному,
Солнышку, что всех ребят
Превращает в шоколад,
Крикнем громко, детвора,
Наш, физкульт-привет...
Все: Ура!
 
Ведущий 3.
На спортивную площадку
Приглашаем всех сейчас.
Праздник спорта и здоровья
Начинается у нас!
 
Ведущий 1. Итак, приветствуем участников сегодняшнего праздника. (Под музыку команды совершают круг по спортивному залу, выстраиваются в шеренги, приветствуют друг друга.)
 
Ведущий 2.       
Кто с зарядкой дружит смело,
Кто с утра прогонит лень,
Будет смелым и умелым,
И веселым целый день.
 
1-й конкурс. «Зарядка»
Учитель физкультуры под музыку проводит зарядку, команды стараются синхронно выполнять упражнения.
Ведущий 3.       
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
 
2-й конкурс. «Цветочная поляна»
У каждого члена команды по одному элементу цветка (2 сердцевинки, 8 лепестков). Члены команд по очереди пробегают дистанцию до линии, кладут элемент цветка, возвращаются к команде, передают эстафету следующему игроку. Каждая команда должна собрать по два цветка.
 
Ведущий 1.       
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
 
3-й конкурс. «Каждую ягодку – в лукошко»
В руках у капитана ведерко с 12 кубиками. На пути – 4 обруча. Первый игрок преодолевает дистанцию и кладет в каждый обруч по 3 кубика. Следующий игрок кубики собирает.
 
Ведущий 2.       
Дождик, дождик, дождик лей!
Нам с тобою веселей.
Не боимся сырости,
Только больше вырастем!
4-й конкурс. «С мамой, папой под зонтом»
У каждой команды – зонт и 2 пары галош. По сигналу ведущего взрослый вместе с ребенком бегут под зонтом, обегают стойку, возвращаются к команде, передают зонт и галоши следующей паре.
 
Ведущий 3.       
Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки.
Ходят задом наперед,
Ищут раки в речке брод.
 
5-й конкурс. «Раки»
Взрослый и ребенок становятся спиной друг к другу, скрепляют руки локтями. Взрослый движется лицом вперед, ребенок – спиной вперед. Обегают стойку и возвращаются обратно.
 
Ведущий 1.       
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
 
6-й конкурс. «Многоскоки»
Каждый член команды выполняет прыжок в длину с места. Каждый последующий прыжок выполняется с места приземления предыдущего игрока. Измеряется длина общего прыжка каждой команды.
 
Загадки для болельщиков
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (зарядку)
 
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой… ( велосипед)
 
Когда апрель берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня. (Скакалка)
Он лежать совсем не хочет,
Если бросишь, он подскочит,
Бросишь снова – мчится вскачь.
Отгадай, что это? (Мяч)
 
Зеленый луг,
Скамейки вокруг,
От ворот и до ворот
Бойко бегает народ. (Стадион)
 
Во дворе с утра игра –
Разыгралась детвора.
Крики: Мячик! Мимо! Гол!
Значит, там игра в… (футбол)
 
Ведущий 1. Продолжаем наш спортивный праздник, который посвящен лету, спорту и семейному отдыху. Приглашаем команды снова занять свои места.
 
Ведущий 2.       
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Как на берег перебраться,
Чтобы ног не замочить?
 
7-й конкурс. «Перейди через ручеек».
Пропустить через себя обруч, пробежать по нижней части гимнастической скамейки, обежать стойку, передать эстафету следующему. (Сначала задание выполняют взрослые, при выполнении детьми взрослые оказывают им помощь, держа за руку при передвижении по скамейке).
 
Ведущий 3.                 
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом-потом-потом,
Все бегом-бегом-бегом.
8-й конкурс. «Карусель»
Каждая команда садится на отдельную скамейку. Скамейки соединены в одной точке. По команде ведущего команды передают над головой баскетбольный мяч. Последний игрок с мячом в руках обегает скамейки по часовой стрелке, садится впереди своей команды , передает мяч над головой.
 
Ведущий 1.
Мой веселый звонкий мяч!
Ты куда помчался вскачь?
Синий, красный, голубой
Не угнаться за тобой.
 
9-й конкурс. « Мяч в обруч»
Один из детей сидит на плечах у папы с малым обручем в руках. Остальные члены команды катят мяч по полу до определенной линии, от линии бросают в обруч до точного попадания, возвращаются назад с мячом в руках, передают мяч следующему игроку.
 
Ведущий 2. Для подведения окончательных итогов сегодняшней игры слово предоставляется жюри.
(Победителям вручаются медали, грамоты, сувениры. Команда-победительница совершает круг почета.)
 
Ведущий 3.
А теперь пора прощаться,
Всем желаем закаляться,
Не болеть и не хворать,
Физкультурниками стать!
 
Ведущий 1. Всем спасибо! Наш спортивный праздник завершен!
До новых встреч!
 
Катеринский Александр Юрьевич,
учитель физической культуры и здоровья
 
 
 
Физкультурно-оздоровительный праздник
«Модно быть здоровым»
Класс: учащиеся 5-6-х классов.
Цель: популяризация занятий физической культурой и здорового образа жизни.
 
Задачи:
·                   Формировать здоровый образ жизни школьников средствами физической культуры.
·                   Содействовать развитию физических качеств и жизненно важных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой «Физическая культура и здоровье»
·                   Воспитывать целеустремленность, настойчивость, находчивость, инициативность, ответственность, в спортивной коллективной деятельности.
 
Девиз праздника:  «Модно быть здоровым»
 
Руководство подготовкой и проведением праздника:
Физкультурно-оздоровительный праздник проводиться под руководством учителей физической культуры.
 
Участники праздника:
Участниками праздника являются ученики 5-6-х классов . Состав команды: 5 мальчиков, 5 девочек и 2 запасных участника. Представителем команды является классный руководитель.
 
Судейство конкурсов праздника:
За первое место присваивается 1 очко и, за 2 место – 2 очка и т. д. Побеждает команда набравшая наименьшее количество баллов.
 
Программа праздника:
В программу праздника включены конкурсы с мячами, прыжками, бегом, а также номера художественной самодеятельности в исполнении учащихся школы.
 
Награждение: Команды награждаются грамотами и сладкими призами.
Cценарий праздника
Команды проходят по залу и строятся по порядку в левой части зала колоннами.
Ведущий: О, Спорт, Ты - мир! Ты добровольный проводник народов мира. Ты сближаешь людей. В едином «культе силы благородной», сплоченной, независимой, свободной.
Внимание, Внимание!
Начинаем спортивный праздник.
Солнце тучи разогнало,
Солнце вышло поболеть.
На трибунах тесно стало,
Зазвучала горнов медь!
 
Сегодня в нашем спортивном празднике принимают участие следующие команды: 
 Называется команда и команда говорит свое приветствие
Ведущий:Поднять флаг и открыть наши состязания предлагается капитанам команд.
Звучит гимн Республики Беларусь
Мы собрались здесь для того, чтобы увидеть, какие вы смелые, быстрые, ловкие, умелые. И вот вам наши пожелания:
Наши пожелания командам:
Победивший - не хвалиться,
Проигравший – не реветь!
Пусть сильней кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А ваше лишь старание.
Желаем вам успехов!
 
Оценивать вас будет наше жюри, в составе которого:
1.________________________________________________
2.________________________________________________
 3.___________________________________________________
Слово предоставляется   ……….- заместитель директора по воспитательной работе
 
Ведущий: Итак, для команд настало время показать свою ловкость в первом конкурсе. «Гонка обручей»: игроки строятся в шеренги в двух шагах друг от друга. У правофлангового каждой команды по 5 обручей. По сигналу он начинает переправлять их в противоположный конец шеренги. Прежде чем передать обруч соседу, необходимо одеть его на себя. Надевать сразу два обруча не разрешается. Последний игрок надевает на себя все обручи.
 
Номер художественной самодеятельности
Ведущий: Следующий конкурс «Сквозь обруч»: Девочки каждой команды становятся в одну шеренгу и из гимнастических обручей образуют “забор”, а мальчики той же команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. У направляющего каждой команды в руках баскетбольный мяч. По сигналу, ведущего, направляющий в колонне мальчиков выбегает вперед и начинает проходить через обручи, огибая один обруч справа, другой слева. После выполнения задания, он возвращается назад к своей колонне и за линией старта передает баскетбольный мяч игроку своей команды. Тот повторяет упражнение.
Ведущий:  Третий конкурс «Ловкие носильщики»: На одной стороне волейбольной площадке кладут 5 обручей в 5-ти шагах один от другого. Команда строится на противоположном конце волейбольной площадки. У первого игрока набивной мяч. Он бежит до первого обруча, кладет в него мяч и бежит назад, ударяет по руке следующего игрока, тот бежит берет мяч и перекладывает во второй обруч, возвращается и передает эстафету третьему. Когда мяч попадает таким образом в последний обруч, то игроки должны перекладывать его в обратном направлении, а последний его забирает и финиширует.
А сейчас слово предоставляется жюри…
Ведущий: Послушайте условия выполнения очередного конкурса “Чехарда”. Команды строятся в колонну по одному. Против каждой команды устанавливается 10 флажков и поворотная стойка. По сигналу первые номера подбегают к первому флажку, касаются его и становятся в упор, стоя на коленях. Это служит сигналом к старту вторым номерам, которые, проползают под первыми, устремляются ко второму флажку, так же касаются его рукой и проделывают все то же самое, что и первые номера. Когда все игроки закончат перебежки и займут места возле своих флажков, первый номер устремляется вперед, перепрыгивая по очереди через каждого партнера. Перепрыгнув через последнего, он бежит к финишу поднимает руки в вверх и хлопает в ладоши. Это сигнал к действию второму номеру, который, совершив аналогичный путь, дает сигнал третьему и т.д.
Ведущий:  Условия следующего конкурса, который называется «Кенгуру» таковы: перед командами в обруче лежит по два баскетбольных мяча. По сигналу первый участник выбегает и один мяч зажимает коленками, а второй берет в руки и прыгает до стойки, там все складывает в обруч и бежит обратно, передает эстафету по руке следующему. Следующий бежит до стойки и выполняет прыжки с мячом в обратном направлении и т. д.
Ведущий:  А сейчас в борьбу вступают капитаны команд и этот конкурс будет называться «Лебедь, рак и щука». Капитаны приглашаются в круг, обозначенный веревкой. Напротив каждого капитана находиться надувной шар. По сигналу каждый из вас стремится дотянуться до своего шара, и кто сделает это быстрее, тот и победит.
А сейчас слово жюри, чтобы подвести промежуточный итог наших состязаний.
 Ведущий:    И мы продолжаем. Следующий конкурс «Найди меня». Всех вас просим снять обувь и отнести в центральный круг площадки. А по сигналу нужно будет прибежать и найти свою пару обуви, вернуться обратно, передать эстафету следующему.
Номер художественной самодеятельности
И слово для очередного промежуточного итога предоставляется жюри… 
Ведущий: Переходим к следующему конкурсу, который называется «Грузчики». Вся команда усаживается на пол в упор сидя сзади боком друг другу. Между участниками раскладываются обручи. По сигналу первый участник берет ногами мяч и кладет его в обруч. Следующий берет и з обруча мяч и кладет в следующий обруч и т.д. пока все мячи не окажутся на другой стороне.
Ведущий: Ну а сейчас нас ждет очередной конкурс. И он называется «Весенний пейзаж». Напротив каждой команды лежит ватман и маркер. Команде надо нарисовать картину на весенние мотивы. По сигналу выбегает первый участник, рисует что-то и бежит обратно, передает маркер следующему и так, пока картина не будет нарисована. Жюри оценивает тематику картины, насыщенность, оригинальность, аккуратность.
 Номер художественной самодеятельности
Ведущий:   Ну а в завершение нашего праздника нас с вами ждет комбинированная эстафета.
Первый участник зажимает мяч коленками, а второй мяч держит в руках и прыгает до стойки, кладет там мячи и бегом бежит обратно. Следующий выполняет всё в обратной последовательности.
Третий и четвертый выполняют чехарду таким образом: первый выбегает и становится на четвереньки, следующий подбегает, проползает под ним и сам становится на четвереньки, третий встает, подбегает и проползает и опять становится на четвереньки. И так упражнение повторяется.
Пятому игроку нужно обвести стойки футбольным мячом и по прямой прикатить мяч обратно, следующий ведет баскетбольный мяч туда и обратно.
Седьмой и восьмой участники выполняют перенос набивного мяча. Один несет мяч до стойки, обратно возвращается бегом, второй забирает мяч и бежит с мячом на финиш.
А девятый и десятый бегут с эстафетной палочкой.
И слово для оглашения победителей в номинациях нашего праздника предоставляется жюри….       
Ведущий:  Все ребята просто класс! Молодцы! Право опустить флаг предоставляется капитанам команд. Команды ! Равняйсь Смирно! Равнение на флаг!
Звучит гимн Республики Беларусь
 До новых Встреч!
Команды выходят по одной из зала.
 
Каравай Геннадий Геннадьевич,
учитель физической культуры и здоровья
 
 
 
 
«Малые олимпийские игры!»
Цель: популяризация физической культуры и спорта и активного отдыха  детей.
Задачи:
1.           Способствовать накоплению двигательного опыта; формировать потребность в занятиях физической культурой, спортом.
2.           Организовать активный отдых детей во время летних каникул;
3.           Воспитывать чувство коллективизма взаимопомощи, самодисциплины, воли внимания.
Место проведения: спортивный зал.
Время проведения: 60 мин.
Участники: учащиеся 7-х классов.
Состав команды: 8 человек (4 девочки +4 мальчика).
Судейство: за победу в конкурсе 3 очка, за проигрыш 2 очка, при ничьей 1 очков. Итоговые места команд определяются по наибольшей сумме очков, набранных за участие во всех играх и эстафетах программы.
Награждение: команды награждаются грамотой и сладкими призами.
Сценарий:
Вступительное слово учителя физического воспитания.
“Ребята! Поздравляем вас с таким Великим праздником – открытием малых Олимпийских игр! Олимпийские игры – это символ мира и дружбы всех народов, проводятся они раз в четыре года. Они объединяют спортсменов всех стран в честных и равноправных соревнованиях. Олимпийская эмблема – пять переплетенных колец.
 
Олимпийский девиз – “Быстрее, выше, сильнее”.
 
На торжественном открытии игр спортсмены произносят торжественную клятву, в которой обязуются соблюдать правила честно бороться за первенство.
 
Давайте и мы дадим свою клятву”.
 
Клятва:
 
Кто с ветром проворным может сравниться?
- Мы, олимпийцы!
Кто верит в победу, преград не боится?
- Мы, олимпийцы!
Кто спортом Отчизны гордится?
- Мы, олимпийцы!
Клянемся быть честным, к победе стремиться.
Рекордов высоких клянемся добиться!
- Клянемся! Клянемся! Клянемся!
 
Представляем вашему вниманию нашу судейскую коллегию:
1.________________________________________________
2.________________________________________________
3.________________________________________________
 
1-й конкурс.
Эстафета «Три прыжка». По сигналу первый участник добегает до обруча, делает три прыжка через обруч, бежит дальше, делает три прыжка через скакалку и возвращается обратно, передает эстафету касанием руки второму участнику.
Инвентарь: 2 обруча, 2 скакалки.
 
2-й конкурс
Эстафета «Переправа». По сигналу первый участник кладет лист на пол и ступает на него, затем кладет второй лист и переступает на него, а первые перелаживает вперед. Таким способом он добирается до поворотной стойки и таким же способом возвращается обратно.
Инвентарь: 2 листа бумаги А4 (+ 4 запасных).
 
3-й конкурс
Эстафета «Сбор урожая». От стартовой линии на расстоянии 3-4 метров с интервалом 3 метра разлаживаются 3 обруча. По сигналу первый участник, держа в руке пакет с малыми мячами последовательно разлаживает мячи («картошку») в обручи, закончив посадку, возвращается обратно и передает пакет следующему игроку, который собирает мячи в пакет и т. д.
Инвентарь: 2 пакета, 6 обручей, 6 м/мячей.
 
4-й конкурс
Конкурс «Болельщиков». Выбирается по одному болельщику. Им вручается по одному обручу. По сигналу начинают крутить обруч на талии. Побеждает тот зритель, который продержал обруч дольше, чем его соперник. За выигрыш в конкурсе команда, за которую болеет данный зритель, получает 1 очко.
2 конкурс болельщиков: выбирается 2 болельщика, им дается по одному воздушному шару. Задача надуть шар максимальной величины, при этом он не должен лопнуть. Измерение проводится по диаметру шара.
Инвентарь: 2 обруча; 2 воздушных шара + метр.
 
А пока жюри подводит итоги, вопросы болельщикам:
 
1. Что такое кросс? (бег по пересеченной местности)
 2. Назовите разновидности хоккея (с шайбой, с мячом на траве)
 3. В какой игре пользуются самым легким мячом? (настольный теннис)
 4. Сколько времени длится раунд в боксе? (3 минуты)
 5. В каком виде спорта соревнуются только женщины? (синхронное плавание, художественная гимнастика)
 6. Какие виды борьбы вы знаете? (вольная, классическая, самбо, дзюдо)
 7. Какие виды коньков вы знаете? (фигурные, беговые, хоккейные, роликовые, для массового катания)
 8. Какие виды упражнений входят в программу соревнований по тяжелой атлетике? (рывок, толчок)
 9. Назовите разновидности легкоатлетического бега (эстафетный, гладкий, с барьерами, с препятствиями, кроссовый)
 10. Два прыгуна в длину показали одинаковый результат. Как между ними распределяются места? (по второй попытке)
 11. Как называется преждевременное выбегание на старте (фальстарт)
 12. Сколько игроков на поле во время игры в гандбол? (7)
 
Слово предоставляется судьям…
5-й конкурс «Хоккеисты».
Первый участник, с помощью «клюшки» (гимнастической палки», ведет воздушный шар до поворотной стойки, где забивает гол в ворота «гимнастический обруч», пролазит сам и таким же способом возвращается обратно.
Инвентарь: 2 воздушных шара, 2 гимнастические палки.
 
6-й конкурс «Шашисты».
По команде «Внимание!» капитаны становятся у линии старта. По команде «Марш!» капитан подбегает к стойке, берет шашечную доску, открывает её, высыпает кучкой шашки на пол, кладет доску и ставит белую шашку на клетку поля. Если во время высыпания на пол какие-то шашки укатились, он должен положить их в общую кучку. Далее он берет ещё одну белую шашку и возвращается бегом к линии старта, где передает её второму участнику, тот, подбежав к доске, ставит её на другую соответствующую клетку и берёт следующую и т.д.
Последний участник, поставив последнюю шашку, быстро снимает с доски все фигуры, кладет их в доску, закрывает её и бежит назад. На линии старта он передает доску капитану, который поднимает руку вверх с доской.
7-й конкурс «Конкурс капитанов».
Устанавливается скамейка. Задача капитана гимнастическим матом скрученным в трубочку сбить соперника. Дается три попытки. За каждую победу 1 очко.
Инвентарь: 2 гимнастических мата, скамейка -1 шт.
 
8-й конкурс: “Дружба”.
Удерживая лбами (или стоя спиной друг к другу) мяч (обыкновенный или просто воздушный) и взявшись за руки, два участника команды бегут до ограничительного знака и обратно. У линии старта передают эстафету следующей паре.
8-й конкурс «Перетягивание каната».
Команды подходят к стартовой линии, берут гимнастический канат с красной ленточкой посередине и по сигналу начинают тянуть его в свою сторону. Для определения победителя даются две попытки.
Инвентарь: канат.
Конкурсные задания выявили все лучшие качества участников команд. Все оказались ловкими, смелыми, находчивыми веселыми.
 А сейчас наши судьи огласят итоги «Малых Олимпийских игр»…
 
Соревновались все на славу,
Победители по праву.
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить вам рады.
Благодарим вас за участье!
Вот сувениры вам на счастье!
 
Награждение победителей:
Вам спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: «До свиданья!
До счастливых, новых встреч!»
 
Романчук Жанна Михайловна,
учитель физической культуры и здоровья
Литературное чтение (обучение чтению)
1 класс
 
Тема урока: Звуки [д], [д’], буквы Д, д
Цели урока:
·       ознакомить учащихся с буквами Д, д, обозначающими согласные звуки [д], [д’], с их алфавитным названием;
·       формировать навык чтения слогов – слияний, слогов разной структуры, слов с буквами Д, д;
·       развивать речевые навыки учащихся;
·       воспитывать интерес к урока чтения.
 
Этапы урока
Ход урока
1. Организационный момент
(Аутотренинг )
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я как разведчик всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе. Работаю.
2. Дыхательная гимнастика
- А начнём мы наш урок с дыхательной гимнастики.
(вдох) – а о у ы – (выдох)
(вдох) – на – (выдох)
(вдох) – зу – (выдох)
(вдох) – де – (выдох)
(вдох) – до – (выдох)
(вдох) – у а д и – (выдох)
 
3. Речевая разминка
- Пришло время и для творческого задания. Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Радужный мешочек». В моём мешочке находятся шарики разного цвета. Вы будете доставать по одному шарику и по ассоциации с цветом составьте предложение. Например, вы вытянули жёлтый шарик и говорите «выглянуло жёлтое солнышко» и т.д (игра )
- А сейчас подведём итог нашей с вами игры. Выберем, чьи предложения оказались наиболее красивыми и правильными. (взаимооценка учащихся)
4. Физминутка
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
А потом прг – скок
И ещё разок.
А потом вприсядку – 3 раза
И снова – по порядку
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
5. Актуализация знаний
- Как называется страна, где живут звуки и буквы? (Буквария)
- Назовите, на какие две группы делятся все звуки нашей с вами речи?
- Как называются звуки, которые мы обозначаем красным цветом? (Гласные). Почему они имеют такое название? Почему гласные звуки живут на разных этажах? (На первом этаже живут звуки, обозначающие мягкость согласного, а на втором звуки, обозначающие твёрдость согласных звуков)
- Какие звуки мы называем согласными? Приведите примеры согласных звуков, которые мы уже изучили.
Вывод:. Все звуки наше речи делятся на согласные и гласные.
6. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня в стране Буквария появится новый житель. Кто он, какие у него имя, фамилия отчество, характер, родители мы должны узнать на сегодняшнем уроке.
7. Работа по теме урока
1. Выделение звуков [д], [д’], их характеристика
- Покажите мне, как дуют в дудочку?(Ду – ду – ду)
- Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (Динь – динь – динь)
- Какой звук слышится чаще других? ([д], [д’])
- Найдите в Букваре картинку с изображением цифры 2.
- Разделим слово два на слоги: первый слог – два, первый звук [д]. Дадим ему характеристику. (Заполняется таблица на доске)
- Как называется птица, изображённая на страннике букваря? (дятел) . Что вы знаете об этой птице?
- Разделим слово дятел на слоги: первый слог – дя, второй слог – тел. Ударение падает на первый слог. Первый звук? ([д’]). Дадим характеристику данному звуку.
 
Фамилия
Согласный
Согласный
Имя
[д]
 [д’]
Отчество
Звонкий
Звонкий
Характер
Твёрдый
Мягкий
Родители
Голос и шум
Голос и шум
 Вывод: назовите похожие признаки у этих двух звуков? Назовите отличия. 
 
2. Игра «Услышь звук [д], [д’].
- А сейчас поиграем. Поставьте руки на столы, хлопните в ладоши. Вот так будете хлопать, если услышите в слове звуки[д], [д’].
 
Колодец, вода, лиса, бадья, заяц, диван, помидор, дятел.
 
3. Игра «Твёрдый – мягкий»
- Ну, а сейчас мы должны с вами научиться различать на слух [д], [д’]. приготовили сигналы: синий и зелёный.
- Синий – какой звук обозначает?
- Зелёный – какой звук обозначает.
- Готовы? Тогда начинаем.
 
Дятел дерево долбил,
Домового разбудил,
Дождик, дождик, подожди,
Домового не мочи.
Домовой идёт домой,
Дрова тащит за собой.
 
4. Знакомство с буквой Д
- Скажите, как звуки [д], [д’] обозначатся на письме? Правильно, буквами Д, д. А почему букв две?
 
Этот домик – буква Д,
В домике – окошка.
Из трубы идёт дымок,
А в окошке – дочка.
 
- На что похожа буква Д
 
(Музыкальная физминутка)
 
5. Чтение слогов с буквой Д
 
( на доске изображение лестницы слогов с буквой д)
 
                 ды
          ди         ду
     до                    де
да                               дя
 
- Поднимемся по лестнице, повышая на каждой ступеньке голос, а опустимся, понижая голос на каждой ступеньке.
- Назовите слоги, в которых звук [д] твёрдый,  звук [д’] мягкий.
 
6. Чтение слов со страницы 88 Букваря.
 
Задания по рядам:
 
 
Первый ряд читаем очень тихо первый столбик слов. Что общего во всех этих словах? (Звук [д] твёрдый, слова односложные их нельзя переносить.)
 
Второй ряд читаем слова с вопросительной интонацией.
- Какие два слова в столбике похожи? Чем они похожи между собой? Чем отличаются?
 
Третий ряд читаем слова третьего столбика с восклицательной интонацией. Что общего у этих слов? (Они написаны с большой буквы). Вспомните правило большой буквы.
 
Остальные слова на страничке прочитаем самостоятельно. («жужжащее» чтение учащихся»)
 
При чтении вам встретились слова двор и пруды. Кто из вас сможет дать определение слову пруды.
 
Пруды – водоём в естественном или выкопанном углублении.
 
Двор – отгороженный от улицы участок земли с надворными постройками при отдельном доме.
 
 7. Работа с иллюстрацией на странице 89 Букваря.
 
- Какая пора года изображена на картинке?
- Какие зимние детские забавы изображены?
- А вам нравятся такие зимние игры?
- Что дети смастерили из санок?
- Как вы думаете, как будет называться текст, который мы с вами будем сегодня читать?
 
8. Работа с текстом «Поезд»
 
  • сейчас я прочитаю вам маленький рассказ «Поезд», а вы внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос « Кто в рассказе выполняет роли паровоза?»
  • чтение рассказа учителем;
  • ответ на установочный вопрос (Роль паровоза играл Денис);
  • повторное чтение текста по цепочке;
  • анализ:
- Как звали главных героев в тексте? (Дима, Надя, Владик, Денис)
- Что было у каждого из детей?
- Что дети построили из санок?
- Прочитайте слова из текста, в которых говорится, куда поедут дети.
- Как вы думаете, какими чертами характера мы можем наделить всех детей? (дружелюбные, весёлые, верные друзья)
- А у вас есть такие друзья?
- Чему учит нас этот текст?
·        самостоятельное чтение текста учащимися;
·        задания по вариантам: первый вариант – найти и подчеркнуть слова с твёрдым звуком [д]; найти и подчеркнуть слова с мягким звуком  [д’]
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Где будут жить звуки [д], [д’] ?
- Какой буквой обозначаем эти звуки?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке?
- Дайте оценку своему труду ( высказывания детей).
- Спасибо. На этом наш урок окончен.
 

Красовская Надежда Леонидовна,

учитель начальных классов
второй категории

Беларуская мова

3 клас
    Тэма: “Канчатак слова”
 
Мэты : - вучыць вызначаць канчатак ў слове, змяняць канчатак адпаведна граматычнай задачы;
-          фарміраваць агульнае ўяўленне аб нулявым канчатку;
-          ствараць ўмовы для развіцця арфаграфічнай пільнасці, вуснага і пісьмовага маўлення;
-          садзейнічаць выхаванню беражлівых адносін да прыроды.
 
1.      Арганізацыйны момант.
Стварэнне псіхалагічнага настрою на добрую працу. Прадоўжыць фразу: “Сваім сябрам я хачу пажадаць…”
 
2.Арфаграфічная хвілінка
Адзін жолу.. – гэта ду.. .
Ён зямлі і птушкам люб.
Поўны кошык жалудо ў-
Гэта ж тысячы дубоў.
Вучні чытаюць верш, устаўляюць прапушчаныя літары, падбіраючы праверачныя словы.
         
 3.Праверка дамашняга задання:
1) пр. 196 –назваць словы з нулявым канчаткам
   -новае слоўнікавае слова? (капялюш)
   -як запомніць напісанне слова? (малюнак капялюша з завязкамі)
         -словазлучэнні і сказы са словам капялюш.
                   2) Што называецца коранем? Як вызначыць корань у слове?
                        Што называецца канчаткам? Як вызначыць канчатак у слове?
        Індывідуальнае заданне: выканаць заданне 3 на стр. 30 у “Рабочым сшытку”
 
4.Чыстапісанне:
а я і ы ая ае ы
Мам.. слухае Мары.. . Мам.. слухае Мары.. .
               1) канчаткі слоў схаваны пад лістамі з пытаннямі хто? што? і якая? якое?, вучні называюць магчымыя канчаткі , правяраюць адказы, здымаючы лісты з пытаннямі.
2) падабраць канчаткі, каб сказы адпавядалі схемам:
хто? што робіць? каго? і каго? што робіць? хто?
 
5. Вывучэнне новай тэмы
Пастаноўка задач ўрока: прадоўжыць сказы (працяг у выглядзе схематычных малюнкаў):
На ўроку будзем вучыцца:
-вызначаць у словах…    (канчатак, корань)
-змяняць словы..      (па пытаннях)
-складаць са слоў…    (сказы)
Выбарачнае спісванне: пр.198:
-Пра што расказваецца ў тэксце? Які загаловак падыходзіць? Галоўныя героі?
Заданні:
       -выпісаць выдзеленыя словы з пытанням і да іх;
       -вызначыць корань і канчатак.
Фізхвілінка
Утварэнне спалучэнняў слоў. Спісаць з дошкі, раскрываючы дужкі, вызначыць канчаткі:
      мірнае (неба)
     мірнага (неба)
     мірнаму (неба)
     мірным (неба)
     у мірным (неба)
Вывад. Для чаго служыць канчатак?
Развіцце мовы. пр.197:
 -скласці сказы;
 -даць назву апавяданню;
   -запісаць другі сказ.
 
6.Паўтарэнне і замацаванне вывучанага
1) Пісьмо пад дыктоўку з каменціраваннем:
Пушысты снег пакрыў увесь сад. Сям’я любуецца зімовым дзяньком.
 2) Выправіце памылкі (вусна) - пр.201, назавіце пабуджальны сказ.
 
7.Вынік урока: - вызначыць канчаткі ў радзе слоў лес, лясок, ляснік, лесавік.
                               -скласці алгарытм вызначэння канчатка:
                                                            1) змяні слова
                                                                 2) вызначы зменную частку слова
                                                                 3) абазнач канчатак.
8. Рэфлексія: -я ведаю…..
                     -я магу навучыць сябра…..
                      -мне яшчэ трэба…
 
Дам. зад. –пр.206 (растлумачыць значэнне словазлучэння “геаграфічная карта”)
 
Раманчук Ала Баляславаўна,
настаўніца пачатковых класаў
першай катэгорыі
 
  
  
Русский язык
2 класс
 
Тема: Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
 
Цели:
обучающие: учить находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, ставить к ним вопросы от слов, которые обозначают предметы и к которым они относятся;
учить сравнивать предметы по различным признакам;
 
развивающие: развивать умение распознавать признаки предметов и их роль в речи;
развивать устную и письменную речь; зрительное и слуховое восприятие; внимание и память; обогащать словарный запас учащихся новыми словами, выражениями;
 
воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе;
создавать на уроке благоприятную атмосферу, ситуацию успеха и сотрудничества;
прививать интерес к урокам русского языка.
 
 
Оборудование: учебник, карточки для работы в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
 
– Встаньте ровно, расправьте плечи, улыбнитесь друг другу, садитесь! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости не равнодушные к вашим успехам и неудачам, к вашей учебе не равнодушны и ваши родители, они прислали вам свои пожелания. Алеша, Оля, Максим помогите мне озвучить пожелания ваших мам и пап.
Мы желаем, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.
Мы хотим, чтобы у каждого все получилось.
Хотим, чтобы все были внимательными, слушали учителя, ребят-одноклассников.
–Ребята, а я желаю, чтобы все достигли цели урока и смогли решить поставленные задачи.
 – Спасибо! Садитесь.
 
2. Проверка домашнего задания: упр. 47.
– Приступаем к проверке домашнего задания.
– Что нужно было выполнить дома?
– Прочитайте предложения, ставя вопросы к словам обозначающие признаки предметов.
–Назовите слова, обозначающие название предметов, написание которых требует проверки. (лёд- ледок, река- речка)
– Молодцы! Вы добросовестно потрудились дома, научились подбирать слова- признаки к словам-предметам. Запишите дату, классная работа.
3. Актуализация знаний.
- Сколько чудесного и таинственного прячется за словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Слов в русском языке очень много. И все они делятся на группы? Давайте вспомним, какие группы слов вы знаете?
Слова-предметы
кто? что?
Слова-признаки
какой? какая? какое? какие?
 
-На партах лежат карточки со словами. Распределите слова на две группы. Работаем в парах. Два человека у доски.
 
Густой туман маленькая белочка темное небо весёлые ребята
 
-Проверяем. Молодцы!
 
4. Сообщение темы и целей урока.
– Для того чтобы наша речь была правильной, красивой, точной, чтобы обогащался наш запас слов, сегодня на уроке мы продолжим  изучать тему
“Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы (Помогаем мне) какой? какая? какое? какие?
– Будем учиться находить данные слова в тексте, ставить к ним вопросы, от слов которые обозначают предметы и к которым они относятся.
4. Чистописание.
 
– Отгадайте загадку. Какая погода будет благоприятствовать изучению темы и достижению цели нашего урока.
Удивилась очень Катя,
Посмотрев в оконце -
Почему-то на закате
Стало красным ...(СОЛНЦЕ)
 
 
– Какой будет погода? (СОЛНЕЧНОЙ)
–Рассмотрите рисунок. Кто догадался, какую букву принесло солнце на минутку чистописания? (ЭЛЬ)
 
л//л       ллллл
СОЛНЦЕ ЛУЧ СОЛНЕЧНЫЙ СОЛНЫШКО
 
–Отработаем навык безотрывного письма под наклоном. Пропишите полстроки букву эль, чередуя с двумя наклонными линиями, следим за одинаковым расстоянием между элементами и буквами, остальные полстроки потрудитесь над безотрывным написанием. Стараемся доводить до верхней и нижней линии рабочей строки.
– Проверили правильность посадки за партой, расстоянием между глазами и тетрадкой. Тетрадь на уголок. Желаю успехов.
– Поменяйтесь тетрадками. На полях оцените навыки каллиграфического письма, качество выполненной работы. Знаком + ? – . Какие будут замечания, пожелания?
 –Прочитайте слова и подумайте, почему солнце принесло букву эль? (В каком слове произношение не совпадает с написанием?)
 
– Это правило, мы с вами будем изучать в 4 классе, а вот слово «солнце» будет встречаться нам часто, чтобы не допускать ошибки в его написании, давайте запишем это слово в словари,
 - Закрой глаза, представь это слово,  написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
проговаривая по буквам, запишите слово.
– Подумайте, какую подсказку можно использовать для лучшего запоминания?
 
СОЛНЦЕ ЛУЧ СОЛНЕЧНЫЙ СОЛНЫШКО
Запишите данные слова в тетрадь, соблюдая правила каллиграфического письма.
 
6.Закрепление
–Ребята, пока вы писали, солнышко успело заглянуть не только в ваши тетрадки, но еще куда-то. Хотите узнать куда?
 
–Выполним упр. 48. Прочитайте стихотворение, подумайте, куда заглянуло солнышко.
 
–Куда заглянуло солнышко?
–Что поэт сравнивает с золотыми рыбками?
–От выделенных слов поставьте вопросы к словам, которые обозначают их признаки, и запишите их по образцу.
В небе (каком?) синем, высоком, солнце (какое?) желтое,….
–Подчеркните изученные орфограммы.
–Чему учились? (Ставить вопросы к словам-признакам от слов- предметов.)
Кто научился? Не испытывает трудностей? Кто сомневается?
 
Физминутка для глаз
 
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
 
–Мы рисовали глазками. А сейчас я предлагаю порисовать красками.
Упр.49 Прочитайте заглавие текста.
–Кто знает, какие бывают цвета?
–Хотите узнать на какие группы их можно разделить?
–Прочитайте текст упражнения.
–Какие бывают цвета?
–Прочитайте по буквам слова-признаки, обозначающие холодные цвета, стараясь запомнить их написание. Назовите”опасные” места.
–Прочитайте по буквам слова-признаки, обозначающие теплые цвета, стараясь запомнить их написание. Назовите”опасные” места.
 
–Запишите слова-признаки по образцу:
1 вариант Холодные цвета:
2 вариант Теплые цвета:
 
–Откройте учебники проверьте себя.
–Кто не допустил ошибок? Я радуюсь вашим успехам.
 
 –Сделаем вывод: Признак предмета можно определить по цвету.
Ребята, а всегда ли можно только по цвету определить (назвать) предмет?
 
–Разрешить наш спор поможет Упр.50.
–Прочитайте. О какой ягоде идет речь в диалоге? (Смородина)
–Посмотрите в словаре, как пишется слово смородина, запишите его. Поставьте ударение.
–Какие ассоциации для запоминания вы можете предложить. ( круглая, похожа на букву О, сочетание оро)
–Приведите примеры словарных слов подходящих к данной ассоциации.
 
Физминутка динамическая.
 
–А сейчас наступила минутка шалости. Наши гости видели как вы умеете работать, давайте покажем как вы еще умеете шалить .
«Как живешь?»
Как живешь? Вот так! (Большой палец вверх)
А идешь? Вот так! (Маршируем)
Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
Вдаль глядишь? Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам)
Ешь обед? Вот так! (Подпираем рукой щеку)
Машешь в след? Вот так! (Машем рукой)
Как берешь? Вот так!
А даешь? Вот так!
Ночью спишь? Вот так! (Глазки закрыли, руки под щечку)
А шалишь? Вот так! (Надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками)
Как грозишь? Вот так!
А сидишь? Вот так!
 
–Прочитайте слова, которые обозначают признаки предметов.
–Каково значение слова ” зелёная в этом тексте? Прямое или переносное.
–Подберите к нему слово, близкое по значению. (Неспелая, незрелая)
–Почему ребята не могли определить вид смородины? Какие виды смородины знаете вы?
–По какому признаку можно определить кокой была смородина? (по вкусу) Приведите примеры?
 
–В следующей строке запишите слова обозначающие признаки смородины.
 
–Кто в нашем споре оказался прав?
Вывод: По одному признаку предмет определить сложно. Для этого мы и обогащаем свой словарный запас словами-признаками. А вот для чего нужны слова, которые обозначают признаки предметов, мы узнаем на следующем уроке.
 
Подведение итогов урока, рефлексия.
 
–Чему сегодня учились на уроке?
–Что нового узнали?
–В начале урока в ваших успехах были заинтересованы ваши родители. Что вы расскажете им дома?
–С каким настроением вы заканчиваете урок?
 
 
 –Оцените в тетради по критерию правильность свое умение находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? ставить к ним вопросы от слов, которые обозначают предметы и к которым они относятся;
 
– Кто хочет высказаться?
 
–Молодцы, ребята! Вы были дружными, внимательными, целеустремленными, поэтому и погода на нашем уроке была солнечной и ясной. Мне бы очень хотелось, чтобы вы дома рассказали о том, чему вы научились на уроке.
Желаю вам успехов!
 
 
Домашнее задание.
–Для закрепления умения распознавать признаки предметов дома вы будете выполнять упр. 50.
 
Ковальчук Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
первой категории
 
 
 
 
 

Учитель русского языка и литературы Сороко Наталья Васильевна

Интернет-ресурсы: