РУ БЕ EN

Подготовка к итоговым и вступительным испытаниям

  В разделе размещены экзаменационные билеты для подготовки и проведения итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, в том числе в порядке экстерната, единые практические задания для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси», видеоуроки для подготовки к ЦТ по учебным предметам.
 

Билеты для проведения  выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы базового образования, в том числе для проведения экзаменов в порядке экстерната, по следующим учебным предметам:

ЕДИНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ». 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Видеоуроки для подготовки к ЦТ по учебным предметам

Беларуская мова

Русский язык

Английский язык

Математика

Химия

Биология

Физика

Готовимся к экзаменационному изложению

Письменный экзамен по русскому и белорусскому языкам в 9 классе проводится по открытым текстам, помещенным в Сборники материалов для выпускных экзаменов по учебным предметам «Русский язык» и «Беларуская мова» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

В качестве экзаменационных письменных работ обычно предлагаются подробные изложения разных типов речи. Подробные (полные, или близкие к тексту-образцу) изложения требуют не только последовательной передачи содержания исходного текста, но и сохранения особенностей авторского стиля.

Как подготовиться к написанию экзаменационного изложения?

Чтобы суметь подробно передать содержание исходного текста, выпускник школы должен уметь:

определять тему текста и его главную мысль;

мысленно во время чтения текста делить его на смысловые части, выделять ключевые слова каждой части;

четко определять тип текста, что позволит выдержать пересказ в нужной композиционной схеме;

определять стиль текста;

редактировать написанный текст. 

Советы учащимся

При написании изложения тебе придется воспринимать текст на слух.

Выработай свою, удобную для тебя систему запоминания текста на слух. Возможно, это будет запоминание сюжета предполагаемого текста (если это повествование), порядка характеристики явления или предмета (если это описание), логики и последовательности размышлений (если это рассуждение).

Помни: изложение не ставит основной целью проверку твоих способностей по воспроизведению текста слово в слово. Главная задача – выяснить, как ты владеешь речью и можешь ли ты грамотно передать предложенное содержание. Это значит: не нужно ставить перед собой задачу как можно более точно запомнить слова текста. Запоминай содержание и настроение текста.

Текст читается два раза.

Не пугайся, если после первого прочтения тебе покажется, будто ты ничего не запомнил. Не торопись, ты сможешь постепенно всё вспомнить.

При первом чтении внимательно слушай. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст. В последующие 20-30 минут (до второго чтения текста) постарайся записать как можно больше запомнившихся ключевых слов, словосочетаний, отдельных фраз и предложений, постарайся составить примерный план пересказа.

При  повторном чтении текста будь внимателен: откорректируй план, допиши начатые фразы и предложения, зафиксируй наиболее важные слова, имена, географические названия, после повторного чтения не спеши сразу писать изложение. Сперва приведи в порядок черновик: расставь ключевые слова и записанные фразы, предложения по пунктам плана; мысленно перескажи текст, затем можешь приступать к написанию черновика изложения.

После того как написан первый вариант черновика, внимательно перечитай его, исправь возможные ошибки.

В текстах, которые предлагаются для изложения, повествование часто ведется от первого лица. При пересказе текста не всегда оправдана замена первого лица на третье. Чтобы передать замысел, настроение и стиль автора, следует при пересказе сохранить первое лицо, а третье лицо употреблять в том случае, когда это не помешает выполнить поставленную задачу.

Оставляй для переписывания работы на чистовик достаточное количество времени. Обычно переписывание не является чисто механической работой, поскольку возникают новые мысли, суждения, пожелания изменений и т.п. Позаботься о том, чтобы не только переписать законченную работу вовремя, но и успеть один-два раза проверить чистовик.

Пиши красиво, аккуратно, разборчиво. В чистовике старайся обойтись без зачеркиваний и других исправлений. Если всё-таки возникает потребность в исправлениях, делай их аккуратно и отчётливо. 

 

Памятка по самопроверке содержания изложения

Ответь мысленно на вопросы:

Раскрыта ли тема текста?

Доказана ли основная мысль?

Соответствует ли ваш план структуре текста?

Правильно ли разделён текст на основные смысловые части (абзацы)?

Соответствует ли ваше изложение типу речи текста-оригинала? Правильно ли построена его композиция?

Соблюдается ли последовательность, логичность изложения?

Соответствует ли изложение стилю речи автора, кругу его образных средств?

Соответствует ли построение словосочетаний и предложений грамматическому строю текста-оригинала?

Есть ли речевые недочёты:

1)   неоправданный повтор;

2)   употребление слова в несвойственном ему значении;

3)   несочетаемость слова с другим словом;

4)   употребление лишнего слова (плеоназм);

5)   употребление рядом однокоренных слов (тавтология);

6)   искажение фразеологизма;

7)   нарушение стилевого единства?

8) Есть ли фактические ошибки? 

Проверь грамотность изложения 

Орфографические ошибки (проверяемые гласные и согласные, н и нн в основах разных частей речи, слитное и раздельное написание не, личные окончания глаголов, написание служебных частей речи и др.).

Пунктуационные ошибки (обособление причастных и деепричастных оборотов, вводные единицы, союзы при однородных членах предложения и частях сложного предложения и др.).

Грамматические ошибки (видо-временные формы глагола, построение предложений с деепричастными оборотами, формы числительного, согласование подлежащего со сказуемым, употребление местоимений и др.).

Отсутствие случаев грубого нарушения правил переноса.

 

свернуть

Интернет-ресурсы: