РУ БЕ EN

Педагог-психолог

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а контрольно-оценочные действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на уроке.

Рекомендации:

1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.

5. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

6. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

7. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.

8. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

10. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

 


 

 

Рекомендации педагогам по работе с одарёнными детьми

 

 

 

1.Изучить индивидуальные способности и особенности поведения одарённого ребёнка.

 

2.Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

 

3.Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

 

4.На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся, ведь активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

 

5.Предлагать учащимся оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

 

6.Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

 

7.Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы, они очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью.

 

Уважайте и обсуждайте любую его идею. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

 

8.Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузки одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

 

9.Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

 

10.Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

 

11.Экспериментируйте на уроке. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит он думает, а если он думает, значит учитель достиг желаемого результата.

 

 


 

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

 

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Агрессивным считается поведение, «приносящее физический или моральный ущерб другим людям». Агрессия возникает в двух случаях:

1. Исчерпаны все другие возможности для удовлетворения своих потребностей

2. Как «выученное поведение», когда агрессивные поступки становятся повтором поведения родителей или других значимых людей (и даже персонажей кинофильмов).

Проявления агрессии бывают разными:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Словесная агрессия – использование бранных слов.

Что делать если у ребёнка агрессивное поведение?

1.Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

2. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

5. Обсуждать поведение только после успокоения.

6. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

7. Учить нести ответственность за свои поступки.

8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе.

9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

13.Сохранять спокойный эмоциональный тон.

14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)

18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.

19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффе

 У ВАС В СЕМЬЕ РАСТЕТ ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

1. Проанализируйте вашу систему ценностей и установок в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
2. Будьте честными в отношении к детям. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети — особенно.
3. Оценивайте уровень развития ребенка. Обращайте внимание на его достижения. Оценки для одаренных детей — одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Прежде чем оценивать, необходимо спросить себя: «Что я вижу, что ценю в ребенке и как ему показать это?». При таком подходе система оценок со стороны родителей и педагогов, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать его свойства во всей их многогранности.
Будьте позитивно настроены на одаренность. Старайтесь вовремя уловить изменения, происходящие с ребенком. Они могут выражаться в неординарных вопросах, высказываниях или в нестандартном поведении и являться признаками одаренности.
5. Уважайте в ребенке его индивидуальность и неповторимость. Не проецируйте на него собственные интересы, увлечения и ожидания. Любите ребенка таким, какой он есть, а не за его исключительные таланты. Способствуйте развитию у него таких свойств, как щедрость, готовность помочь другим, терпение, ответственность, целенаправленность, чувство юмора и т. д.
6. Поддерживайте позитивное отношение к психологическим способностям ребенка. Создавайте у него мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск. Поощряйте самостоятельное мышление ребенка. Избегайте длинных объяснений и бесед.
7. Помогайте умственному росту одаренных детей в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая в разнообразные посильные занятия. В то же время не перегружайте таких детей: созревание личности еще не закончилось, и ее функциональные возможности не беспредельны.
8. Не ставьте ребенка в слишком жесткие рамки и не навязывайте ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений. Прислушивайтесь к желаниям и потребностям ребенка.
 
9. Будьте терпимы к странным идеям ребенка, уважайте любопытство, старайтесь отвечать на все его вопросы.
10.Учите ребенка понимать и принимать других людей, сопереживать им, ставить себя на их место, проигрывать их роли, вырабатывать дружелюбное отношение к менее одаренному человеку. Это позволит избежать у одаренного ребенка формирования эгоцентризма.

11.Помните о повышенной чувствительности одаренных детей. Оказывайте им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путем поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относитесь к их мнениям и проблемам. С терпением и спокойствием воспринимайте эмоциональные перепады ребенка. Помогайте ему разобраться в том, что не все негативные комментарии и замечания относятся к нему и что люди говорят и действуют иногда неосознанно, без злого умысла.

Психологический стресс

Гармоничное, правильное развитие ребенка, его личности возможно при наличии здоровья, в том числе и психологического здоровья. Должно быть благополучие в детских эмоциях. И желательно, чтобы его было как можно больше для того, чтобы правильно происходило познание окружающего мира, человеческих отношений и отношений человека с природой. И поведение детей, и их самочувствие очень часто могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления свойственны для «сигналов аварии» в психологическом здоровье мальчика или девочки? Что может послужить поводом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту?
На наличие эмоционального. Психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:
1. Эмоциональная неустойчивость- легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи
2. Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.
3. Нарушение сна трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.
4. Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.
5. Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.
6. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи «энурез», недержание кала «энкопрез», нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц- звуки типа «КХ», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.
7. Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.
8. Патологические привычки - упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.
Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, острая или длительная психотравмирующая ситуация.
В такие периоды, порой очень непростые, своей жизни ребенок требует очень чуткого и душевно тонкого к себе отношения со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов. От родителей порой требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания сына или дочери, сделать эти принципы более действенными и может быть менее «заметными» для детского восприятия; в некоторых моментах перестроить свое эмоциональное взаимодействие с миром детей, может быть более ярко вспомнить свое детство для того, чтобы позволить ребенку с меньшим напряжением адаптироваться к открывающемуся во всей своей красоте и противоречии к окружающему миру.
 
Развиваем способности
1. Развивайте словарный запас детей через чтение литературы.
2. Учите детей "строить" сложные синтаксические конструкции, придумывать слова для обозначения новых введенных детьми понятий или воображаемых событий.
3. Учите детей нестандартно, оригинально мыслить в различных видах деятельности.
4. Учите детей прогнозировать, т.е. представлять результат решения проблемы до того, как она будет реально решена или предсказывать возможные последствия действия до его осуществления.
5. Воспитывайте настойчивость, требовательность к результатам собственной деятельности.
6. Приучайте детей мыслить самостоятельно.
7. Побуждайте детей придумывать истории, фантазировать.
8. Учите детей свободно общаться со взрослыми любого возраста.
9. Побуждайте детей находить проблемы и затем решать их.
10. Старайтесь ничему не учить детей напрямую. Всегда учитесь сами вместе с детьми.
11. Ищите истину вместе с детьми.
 
Как вырастить одарённого ребёнка
1. Отвечайте на все вопросы ребёнка насколько возможно терпеливо и честно.
2. Серьёзные вопросы и высказывания ребёнка воспринимайте всерьёз.
3. Установите в квартире место, где ребёнок сможет демонстрировать свои работы.
4. Не ругайте ребёнка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.
5. Предоставьте ребёнку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
6. Показывайте ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
7. Предоставьте ребёнку посильную возможность в проявлении заботы.
8. Помогите ребёнку строить его планы и принимать решения.
9. Старайтесь показать ребёнку интересные места.
10. Помогите ребёнку улучшить результаты его работы.
11. Помогайте ребёнку нормально общаться с детьми и радуйтесь, видя их у себя в доме.
12. Никогда не говорите ребёнку, что он хуже других детей.
13. Никогда не наказывайте ребёнка унижением.
14. Покупайте ребёнку книги, связанные с его интересами.
15. Приучайте ребёнка мыслить самостоятельно.
16. Приучайте ребёнка к чтению с детства.
17. Пробуждайте фантазию и воображение ребёнка.
18. Внимательно относитесь к потребностям ребёнка.
19. Находите время, чтобы каждый день побыть наедине с ребёнком.
20. Позвольте ребёнку принимать участие в планировании семейного бюджета.
21. Никогда не ругайте ребёнка за неумение и ошибки.
22. Хвалите ребёнка за учебную инициативу.
23. Учите ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
24. Позволяйте ребёнку играть со всяким хламом.
25. Побуждайте ребёнка учиться решать проблемы самостоятельно.
26. В занятиях ребёнка находите достойное похвалы.
27. Обсуждайте с ребёнком абсолютно все темы.
28. Помогайте ребёнку быть личностью.
29. Помогайте ребёнку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
30. Развивайте в ребёнке позитивное восприятие его способностей.
31. Никогда не отмахивайтесь от неудач ребёнка, говоря: «Я это тоже не умею».
32. Поощряйте в ребёнке максимальную независимость от взрослых.
33. Верьте в здравый смысл ребёнка и доверяйте ему.
 
10 правил воспитания
Правило № 1
Реагируйте не на все проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию — закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.
Правило № 2
Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.
Правило № 3
Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.
Правило № 4
Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом.
Правило № 5
Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.
Правило № 6
Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.
Правило № 7
Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.
Правило № 8
Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.
Правило № 9
Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.
Правило №10

Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно закрепляется информация: “Зол на кого-либо— ударь”.

 

Конфиликты с учениками

Причиной конфликтов в школе может стать акселерация (ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями), так как она не столько ускоряет общее созревание организма, сколько усиливает его дисгармонию с социальным созреванием и усугубляет течение подросткового кризиса. Это затрудняет правильное воспитание детей. Педагогам становится все труднее понимать и внутреннее состояние, и потребности учеников, общаться с ними, руководить ими. Поэтому возникают конфликты. Слишком жесткое или слишком лояльное отношение к ученикам вызывает реакцию протеста, потому что в подростковом возрасте дети оценивают в учителе, прежде всего, человеческие качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с уважением и т. д.
Также меняется отношение и к учебе. Учеба воспринимается как подготовка к взрослой жизни, и поэтому учитель (главный источник информации), по мнению подростков, должен понятно, доступно объяснять материал. На этой почве тоже могут возникнуть противоречия. Подобно родителям, учитель в сознании подростка — обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области — должен стать товарищем и другом. По их мнению, идеальный учитель — это человек, в котором:
1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.
2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.
Но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты. Такие конфликты, как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в "войны”, "революции” и чтобы правильно оценивались.
 
Самые распространенные конфликты:
Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой реакции. Отказ может быть высказан словесно или действиями. Связано это, видимо, с желанием отстаивать свое мнение — пусть иногда нелепым способом.
Конфликт единства. Подросток поступает так, как принято в среде одноклассников. Сам бы он так себя не вел, если бы не боязнь выглядеть "слабаком”, "маменькиным сынком”, "тряпкой”.
Конфликт лидерства. Подросток видит учителя как конкурента в классе. Он старается не потерять авторитет.
Конфликт нелюбви. Происходит тогда, когда к учителю относятся без уважения. Знают, что его можно вывести из себя. Специально устраивают такие ситуации, чтобы учитель потерял терпение.
Учителя, зная, что в возрасте 13-18 лет подростки могут вести себя подобным образом, находят, чаще всего, верное решение. В этом им помогают школьный психолог и методическая литература.
 
Секреты проведения родительского собрания
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

Интернет-ресурсы: