РУ БЕ EN

Педагог социальный

 

Профилактика алкогольной зависимости представляет комплекс мер, основной задачей которых является снижение риска возникновения алкоголизма среди подросткового и взрослого населения. На данный момент существует большое количество психологических способов, направленных на выработку отрицательного отношения к спиртным напиткам. Благодаря им прививается такой образ жизни человека, в котором исключается либо минимизируется употребление спиртных напитков.

Виды профилактики алкоголизма

Как и любое мероприятие, профилактика употребления спиртного обладает конкретными составляющими, применяющимися к разным возрастным группам населения. Это первичная, вторичная и третичная профилактика. Давайте более подробно рассмотрим особенности каждой из них.

Для первичной профилактики алкоголизма характерно предупреждение возникновения зависимости. Все мероприятия на данном этапе созданы для того, чтобы:

  • сформировать мотивацию к позитивному отношению с социумом;
  • развить у личности самоуважение, самопознание и самодостаточность;
  • оградить человека от стрессовых ситуаций и повысить уровень устойчивости к ним;
  • развить самодисциплину и самоконтроль, а также дать человеку осознать значимость своего мнения.

Всем известно то, насколько пагубно влияет алкоголизм и его последствия на ментальное и физическое здоровье.

Поэтому вторичная группа мер по профилактике нацелена на то, чтобы избавить людей, которые стали рабами недуга, от деструктивной болезни. Среди основных мероприятий на этом этапе выделяют:

  • организацию групп анонимных алкоголиков;
  • беседы профилактического характера с пациентами;
  • социально-психологические программы, созданные для того, чтобы решить проблемы алкоголизма у подростков и привить культуру трезвого общения без возникновения агрессивных ситуаций, которые нередко провоцируют срывы.
  • работа с психикой пациента и его постепенное возвращение к нормам общественного поведения, которые признаются в обществе трезвых людей;
  • снижение влияния спиртных напитков на организм людей, решивших забыть о зависимости.

Обязательно стоит прислушиваться к рекомендациям по лечению алкоголизма от квалифицированных врачей и психологов, поскольку именно благодаря ним можно будет в кратчайшие сроки восстановиться и забыть о том, что такое пьянство.

Третичную профилактику можно назвать основополагающей, если речь идет об усугублении зависимости. Среди основных направлений данной группы:

  • работа с психикой пациента и его постепенное возвращение к нормам общественного поведения, которые признаются в обществе трезвых людей;
  • снижение влияния спиртных напитков на организм людей, решивших забыть о зависимости

Профилактика алкоголизма для детей и подростков.

Если говорить о профилактике алкоголизма в молодежной среде, то нужно понимать, что она будет успешной только тогда, когда взрослые начнут обращать внимание на проблемы своего сына или дочери, находить к ним правильный подход и активно участвовать в их развитии. Ребенок должен понять, что результат употребления алкоголя может быть самым плачевным, а бутылка пива – это не выход из проблемной ситуации. Куда лучше, когда чадо может обратиться за советом к маме или папе и прислушаться к их мнению.

Профилактика детского алкоголизма является необходимой и обязательной мерой, поскольку дети, употребляющие спиртное, страдают от резкого ухудшения умственных способностей и здоровья. Со временем вырабатываются симптомы похмелья, а характер начинает быстро меняться, наполняясь чертами психопатии (появляется агрессивность, вспыльчивость, повышенная активность). В некоторых случаях ребенок наоборот становится апатичным и менее активным.Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних сводится к тому, чтобы ребенок ни в коем случае не отдалился от родителей в психологическом плане. Он должен понимать, что только папа с мамой могут помочь ему преодолеть все кризисы и проблемы, с которыми он сталкивается. Будет отлично, если к этому добавится контроль над молодежью со стороны учебных заведений и государства. Лишь таким образом можно будет постепенно оздоровить современное общество.

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков занимает важное место и в кругу семьи. Родственникам и близким, проживающим вместе с ребенком, необходимо:

  1. Создавать атмосферу здорового образа жизни;
  2. Полностью или частично отказаться от употребления спиртного в присутствии детей;
  3. Устроить ребенка в спортивную секцию.

Алкоголизм действительно может оказать необратимые последствия на здоровье юного поколения, поэтому профилактика подросткового алкоголизма обязательно должна проводиться в школах и в семье.

Алкоголизм является невероятно страшной зависимостью и потому, что может настигнуть человека, который давно избавился от нее и начал жить по-новому. Его профилактика должна проводиться абсолютно всегда, ведь только так можно будет избежать рецидива и создать спокойную обстановку внутри семьи.

Профилактика алкоголизма среди подростков и взрослых – одна из важнейших мер, которая позволяет уменьшить случаи детского и подросткового алкоголизма, а также помочь бывшим алкозависимым вновь стать полноценными членами общества

 

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с раз¬водами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;
  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
  • пессимистичные;
  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Классификация суицидальных проявлений

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Степени выраженности суицидального поведения:

Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.

Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).

Демонстративные и истинные попытки суицида

Специалисты разделяют суицидальные попытки: на истинные; демонстративные; шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

Мотивы и поводы суицидального поведения

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:

  1. Личностно-семейные конфликты:

несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;

потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;

препятствия к удовлетворению актуальной потребности;

несчастная любовь;

недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.

  1. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
  2. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
  3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

боязнь наказания или позора;

самоосуждение за неблаговидный поступок.

  1. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

несостоятельность, неудачи в учебе или работе;

несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

  1. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

Целями суицида могут быть:

  1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.  
  2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
  3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.
  4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
  5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

Постсуицидальный период

Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:

конфликт и его значимость для субъекта;

принятие суицидального решения;

личное отношение к суициду.

Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:

  1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.
  2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.
  3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.
  4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.

Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

По данным ЮНИСЕФ, Россия остается одной из лидирующих стран в мире по количеству самоубийств среди подростков и молодежи. Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.

Формирование представлений о смерти проходит несколько этапов. Ребенок формально знаком с атрибутами ухода из жизни, но знания не соотносятся с собственной личностью или личностями близких. Конечность жизни представляется как длительное отсутствие. Привлекает возможность считаться умершим для окружающих, но наблюдать за ними со стороны и видеть раскаяние своих обидчиков. Страх смерти отсутствует, и при "игре в смерть" ребенок не испытывает отрицательных эмоций. Не осознавая серьезности последствий, он может совершать и опасные для жизни шалости, и покушения на самоубийство.

Со временем становится адекватным представление о смерти как о конце жизни. Формируется страх смерти, который носит чаще формальный характер и не связывается с ценностью собственной жизни. Некомпетентность детей лежит в основе использования ими в суицидальных целях "невинных" с точки зрения взрослых веществ (конторский клей, шампунь).

С другой стороны, дети прибегают к калечащим способам покушения на свою жизнь, не понимая их крайней опасности (падение с высоты, попытки к самоутоплению, самоповешению). Подростки нередко "переигрывают" демонстрацию, когда, не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке, и т. д.

Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация для ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц. У подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создается ощущение безысходности, рождается чувство отчаяния, одиночества. Это совершенно неожиданно для окружающих его взрослых делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка.

Становится понятна условность деления суицидального поведения в детском и подростковом возрасте на истинное и демонстративно-шантажное. Все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные и подвергать глубокому анализу каждый факт покушения на самоубийство.

Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его "несчастной любовью", но действительная причина - уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Иногда "игра со смертью" является шантажом, спровоцированным наказаниями, несправедливыми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обидчику большие неприятности. Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по "слабым местам" и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод.

Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать "сплошным затянувшимся конфликтом". Подросток по-своему реагирует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждением. Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт - причину суицида.

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под влиянием психоактивных веществ повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют родственников, покончивших с собой.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Так ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда закончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Депрессивные расстройства

Подростковые депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью подразделяют на: детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типично подростковых симптомов, а также типично-депрессивный вариант синдрома.

Детский вариант наблюдается у суицидентов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление, раздражительны, капризны. В играх наблюдается "погребальная" тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии на тему собственных похорон). Взрослые обычно не обращают на это внимание, и попытки самоубийства оказываются для них полной неожиданностью. Поводом служит незначительный конфликт. Суицидальные попытки травматичные и чаще всего завершенные. Повторные суицидальные попытки бывают тогда, когда отсутствует ранняя диагностика и лечение.

Девиантный вариант наблюдается в возрасте 10-14 лет. Отмечается обилие не свойственных ранее подростку различных нарушений поведения - от грубости и конфликтов с домашними до бродяжничества, алкоголизации и сексуальных эксцессов. Такое поведение создает почву для конфликтов с окружающими, служит поводом для наказания. Увеличивается суицидальная опасность. При своевременной диагностике и адекватной терапии не свойственное ребенку поведение довольно быстро исчезает, и появляется критическое отношение к суициду.

Ипохондрический вариант депрессии встречается чаще в возрасте 12-16 лет. Появляются жалобы на состояние здоровья. Аффект тревожно-тоскливый, с раздражительностью, ощущением покинутости, одиночества. Неприятные ощущения в теле рассматриваются как проявления неизлечимого заболевания. Под предлогом болезни запускается учеба. Затрудняется контакт со взрослыми. "Непонимание" окружающими их переживаний создает непереносимые, безвыходные, по мнению подростков, ситуации. Адекватная терапия и помощь психолога способствуют преодолению этих симптомов.

Астенический вариант депрессии характерен для подростков 12-16 лет. Первые признаки: затруднения в учебе, являющиеся причиной психической заторможенности. Исчезают прежние увлечения, интересы, появляется душевная вялость, безынициативность; подростки говорят о скуке и унынии. Может наблюдаться тревога. Сон достаточный, но у подростка ощущение бессонницы. Ребенок продолжает ходить в школу, пытается вести прежний образ жизни, но ему это не удается. Возникают конфликты, которые он принимает слишком близко к сердцу. Суицидальные попытки совершаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, а по прошествии некоторого времени. Риск возникновения повторных попыток очень велик.

Депрессивный синдром с преобладанием типично-подростковых симптомов свойственен подросткам возраста 16-18 лет. Размышления о смысле жизни и сущности смерти приобретает характер навязчивости, бесплодного, депрессивно окрашенного мудрствования. Суицидальное поведение с конфликтами не связано, а является длительным результатом размышлений о жизни и смерти. При неудаче суицид повторяется. Синдром может быть проявлением вялотекущей шизофрении.

Сюда же относится и неудовлетворенность собой, особенно у девочек, которая может быть иногда настолько сильно выражена, что приобретает депрессивную окраску, и незначительная психотравма может повлечь суицид.

Депрессивные состояния с типичной симптоматикой наблюдаются в возрасте 16-18 лет. Характерны тревога, страх, самоуничижение. Суицидальные попытки совершаются на пике психического напряжения - любым способом, удобным в ту минуту. После неудачи тревога и депрессия идут на спад, но это состояние обманчиво. При отсутствии адекватного лечения попытка повторяется. Таким образом, нарушение поведения, снижение успеваемости, конфликтность, капризность, обидчивость бывают проявлением депрессивного синдрома. Взрослые такое состояние оценивают как лень, распущенность, следствие плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Родители, объединившись с учителями, применяют различные меры воздействия на подростка.

Подобная неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации и толкает на самоубийство.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:

  1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.
  2. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.
  3. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.
  4. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.
  5. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.
  6. При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.
  7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

  1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";

косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";

много шутит на тему самоубийства;

проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

  1. Поведенческие признаки. Подросток может:

раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;

демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

  1. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:

социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

предпринимал раньше попытки суицида;

имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

Рекомендации родителям

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Родителям можно рекомендовать:

  1. ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  2. анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  3. учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  4. воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  5. не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  6. не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  7. обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  8. записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

  1. Рождение вашего ребенка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете, кто его любимый учитель?
  13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
  14. Вы первым идете на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

 

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды. 

 

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 

 

ПАМЯТКА для родителей по профилактике сексуального насилия 

в отношении несовершеннолетних 

 

Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему: 

- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя; 

- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого; 

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле; 

- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса; 

- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы; 

- прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости. 

 

Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»: 

- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом. 

- Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места. 

- Нельзя садиться в чужую машину. 

- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо. 

- Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты. 

 

Уважаемые родители! Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания. 

 

Рекомендации по раннему выявлению вредных привычек у подростков
В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующего воспитания. Следовательно, важнейшая - задача родителей - это контроль состояния ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой сравнивая с состоянием, в котором он котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда ребенок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.

Алкогольные напитки (вино, пиво, водка и т.д.)

          Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей).
         Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное обвисание губ, расслабление челюстей, нарочитость движений, провалы в памяти.

Taбак

       Симптомы; снижение физической силы, выносливости, ухудшение координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности.
         Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременно пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака и швах карманов, пожелтение пальцев.
 

Вдыхание клея

         Симптомы: агрессивность, мечтательное или бессмысленное выражение лица.
       Внешние признаки: вид пьяного человека, наличие тюбиков клея, пятен клея бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков.

Марихуана, травки, «курево», зелье

Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движения, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации.
Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженных листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.

 Что такое «Марки»?

   Сильные психонаркотические стимуляторы, такие как ЛСД, ДОБ,
  DOs упаковываются в специальные перфорированные листы из бумаги с изображением психоделических иллюстраций. Их пропитывают наркотическим раствором. Марками называют также простые кусочки бумаги, пропитанные наркотиком. Обычно на эти бумажные листы капают несколько капель раствора.
  Одна доза на один прием составляет обычно одну или половину такой марки. Марку с наркотиком делят на несколько частей и едят. Иногда употребляют сразу 2 или 3 дозы.
   Концентрация наркотика в каждой марке может быть разной.
  Вкус марки зависит от раствора наркотика, находящегося в ней. Она может быть сладкой, горькой или безвкусной.
  Лист из нескольких марок называется на сленговом языке – формат.
Марки часто продаются и употребляются на дискотеках и больших ночных вечеринках – рейверах, проходящих под грохот компьютерной музыки где-нибудь на товарных складах или железнодорожных парках.

Спайс 

Спайс – это разновидность травяной смеси, синтетическое наркотическое вещество, появившееся сравнительно недавно (в начале двадцать первого века). Спайс, как и другие наркотические вещества, оказывает вредное воздействие на человеческий организм, разрушает клетки центральной нервной системы, их взаимосвязи, а также влияет на сердечнососудистую систему и приводит к нарушениям мужской потенции. Однако, сильнее чем подобные наркотические вещества, спайс способен оказывать влияние на головной мозг человека и, в частности, на человеческую психику.

   Употребление курительной смеси под названием спайс вызывает нарушение нормальной психики человека, психические расстройства, а также возникновение и развитие психических заболеваний головного мозга. Как доказано учеными, спайс способен оказывать вредное воздействие на клетки головного мозга и центральной нервной системы, эта наркотическая курительная смесь разрушает клетки и связи между ними. При злоупотреблении спайса, наркоман ощущает панический страх, тошноту и рвоту, тревогу и многочисленные галлюцинации.
   Также спайс разрушает организм человека в целом, оказывая вредное воздействие на такие органы, как печень, сердце и мозг, также страдает половая система. У наркоманов, злоупотребляющих спайсом, нередко возникают проблемы с сердцем, такие как аритмия, заболевания сердечнососудистой системы. Также они испытывают сложности с нормальным функционированием клеток центральной нервной системы и головного мозга, снижение интеллекта и изменение поведения. Вредное воздействие курение спайса оказывает и на половые функции, особенно на мужскую потенцию. Помимо его отрицательного влияния на эрекцию полового члена, употребление спайса может привести к уменьшению подвижности мужских сперматозоидов, а у женщин оно может вызывать нарушение цикла менструации.
Спайс, способный вызывать ощущение крайнего пика наслаждения (эйфории), активируя специальные опиатные клетки головного мозга, способен приводить к развитию психических нарушения и заболеваний. Наркоман может впадать в различные психические состояния: начиная депрессией и заканчивая паническим страхом, тревогой и желанием суицида. Попытки самоубийства среди наркоманов-курителей спайса, к сожалению, не являются редкостью.

Кокаин

Симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повышенная активность, отсутствие чувства усталости.

Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках или алюминиевой фольги, гиперемия слизистой оболочки носа.

Героинморфий, кодеин

Симптомы: ступор, сонливость, следы уколов, водянистые глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк.

Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обожженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.

Крэк

Симптомы: короткий период эйфории, сменяющийся депрессией, гиперактивность в начальных стадиях, апатичность, непрекращающийся насморк.
Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, небольших ширмочек, свечей, бритвенных лезвий.
 
Никотиновая зависимость
         Является наиболее распространенной зависимостью.
Курильщики вводят в свой организм очень сильные токсические вещества.
Основным ингредиентом сигаретного дыма является токсическое вещество называемое никотином. Сигаретный дым содержит более 4000 химических веществ, 40 из которых являются канцерогенными (онкогенными). Точно такую же опасность, как и само курение, представляет собой вдыхание сигаретного дыма, то есть так называемое пассивное курение. Сигаретный дым содержит аллергенные вещества, вызывающие слезоточивость, хронический насморк, кашель, периодические воспаления уха, горла, бронхов, и даже астму. Пассивное курение имеет такое же влияние на организм, что и активное. Если в семье курит отец, то вместе с ним курит вся семья. Курение постепенно отражается на нашем здоровье - начинается с ухудшения внешнего вида кожи, появления морщин, обострения некоторых болезней (например, угри), появления желтого налета на зубах и неприятного запаха изо рта, а заканчивается даже инфарктом и раком легких.
         Курильщики говорят, что курение их успокаивает, однако, все выглядит совсем наоборот. Было доказано чрезвычайно неблагоприятное влияние никотина на нервную систему. Курящие ученики становятся нервными и легко возбудимыми, у них возникают проблемы с концентрацией, кроме того, они быстрее устают и делают больше ошибок. Их оценки в школе намного ниже некурящих. Особенно опасным курение сигарет является для беременных женщин. Ребенок курящей женщины очень часто рождается больным: малокровием или воспалением легких, у него появляются проблемы с развитием.
         Зависимость от сигарет наступает сразу. Сначала ты выкуриваешь свою первую сигарету, затем вторую, а после - всю пачку. Со временем привычка прогрессирует, и медленно переходит в импульсивное желание закурить. Обычно сигареты очень легко купить. Курят отцы и ровесники, последствия растянуты во времени, именно поэтому очень легко попасть в зависимость, а чтобы в нее не попасть необходимо приложить максимум усилий, чтобы не закурить первую сигарету, зависимости.
 
Наркомания
Представляет огромную опасность для общества. Помни, что употреблять наркотики могут также твои друзья и подруги, соседи или двоюродные братья/сестры, возможно кто-то предложит и тебе попробовать. Ты должен быть готов к этому моменту и твердо отказать. К чаще всего употребляемым наркотическим веществам принадлежат:
интоксиканты, содержащиеся в клеях, растворителях красок и лаков, а также в стимуляторах; опиум, морфин, героин, галлюциногены - марихуана, гашиши, ЛСД, возбуждающие вещества - кокаин, амфетамин, психотропные препараты.
         Наркотики повреждают клетки центральной нервной системы. Нервные клетки не восстанавливаются и именно поэтому, однажды поврежденные наркотиками, полностью умирают.
         Первое употребление наркотика вызывает удовольствие, придает хорошее настроение, уверенность, пропадает охота спать, однако, непрерывное употребление наркотиков приводит к зависимости - потребности регулярного употребления увеличиваемых доз наркотиков.    Попавшие в зависимость люди чувствуют непрерывную боязнь наркотического голода, и не могут сосредоточиться на какой-либо работе. Они зациклены только на том, где достать следующую дозу наркотиков. Семья и друзья часто-густо не хотят иметь ничего общего с таким человеком, не могут помочь. Обычно наркоманы находятся в кругу других попавших в зависимость людей, и им очень сложно вырваться из такого окружения. У них появляются тревожные признаки: бессонница, истощение, периодические приступы рвоты, неврологические расстройства, психические расстройства, непроизвольные приступы агрессии, а также кожные инфекции или инфекции дыхательных путей. Наркомании часто сопутствуют заражения вирусами воспалений печени В и С, а также ВИЧ. Заражение происходит в результате использования нестерильных шприцов.
Если попавшие в зависимость люди не получат помощь, то раньше или позже умрут от передозировки наркотиков или из-за опасных для жизни инфекций.
 
Алкоголизм
         Алкоголизм - это болезнь, алкоголики - это люди, которые зависят от алкоголя. Алкоголиком может стать каждый, независимо от того, какое количество и насколько крепкие спиртные напитки употребляет, а также независимо от материальных возможностей, образования и места проживания.
         Алкоголик - это человек, которого не покидает чувство необходимости выпить, который не в состоянии контролировать количество выпитого спиртного, а также воздержаться от его употребления.
         Люди, попавшие в зависимость от алкоголя, перечисляют множество причин чрезмерного употребления алкоголя: „пью, потому что никто меня не понимает”, “потому что у меня проблемы”. На самом же деле алкоголик всегда пьет только по одному поводу - по причине зависимости от алкоголя, которая не позволяет ему контролировать количество употребляемого ним спиртного.
         В больших дозах алкоголь имеет крайне негативное влияние на здоровье человека (вызывает болезни сердца, пищеварительной и нервной систем). Постепенно убивает организм и человеческую психику.
В состоянии алкогольного опьянения люди вступают в конфликт с законом, по их вине происходят ДТП, а также становятся на криминальный путь.    Алкоголики теряют контроль над тем, чем занимаются.
По причине ускоренного созревания организма алкоголь может быть для Тебя особенно опасным. Поскольку выносливость Твоего организма к алкоголю невелика, то его употребление может вызвать острые отравления. Мозговая ткань быстрее повреждается. Употребление алкоголя ведет к снижению Твоих учебных способностей, память ухудшается, а Ты сам становишься легко возбудимым и вспыльчивым.
         Немногие осознают то, что попавшие в зависимость люди несчастны и чувствуют себя покинутыми, поскольку потеряли веру в то, что их жизнь может измениться к лучшему. Очень часто они не видят выхода из зависимости, и им начинают приходить в голову даже мысли о смерти. Эти люди не могут представить, что развитие зависимости можно задержать и несмотря ни на что быть счастливым, иметь друзей и достойно жить.
Никогда не сдавайся! Принятие эффективных мер может предупредить начало болезни или задержать ее развитие, зависимости.
 
Стимуляторы
         Стимуляторы - это название химических веществ, например, производных амфетамина или растений, обладающих галлюциногенными свойствами. Химический состав этих веществ чаще всего неизвестен, но они являются смесью разнообразных веществ, стимулирующих центральную нервную систему. Из-за разнообразия ингредиентов, сложно предвидеть каким может оказаться конечный эффект. Воздействие многих из этих ингредиентов на организм человека до сих пор не изучено. Эти вещества действительно могут на короткое время улучшать самочувствие. Человек становиться уверенным в себе, храбрым, у него появляется больше энергии, улучшается память, однако, при всем этом появляются расстройства настроения, странные мысли и раздраженность. Человек не контролирует своих действий, у него возникает расстройство сознания, иногда появляются высокая температура, проблемы с дыханием, падает давление, а иногда наступает и смертельный исход.
         От стимуляторов можно попасть в такую же зависимость, как и от алкоголя или наркотиков. Это неправда, что стимуляторы являются безопасными наркотиками. Их специально продают под разными названиями, к примеру, в виде товаров для коллекционеров, а производители не указывают их настоящего состава. Кроме того, химические вещества, входящие в их состав, очень нелегко распознать, что дополнительно усложняет оказание помощи в случае появления признаков отравления.
 
Родителям на заметку.
 
Общество вынуждено принимать меры, чтобы защитить нацию и оградить сограждан от наркотического дурмана.
Ознакомьтесь со статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Ведь незнание законов не освобождает от ответственности.
СТАТЬЯ 328. Незаконный оборот наркотических веществ, психотропных веществ и прекурсоров.
Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, пересылка или перевозка названных веществ наказывается штрафом или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные повторно либо группой лиц, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические или психотропные вещества, активно способствующее раскрытию или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершающих, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности.
СТАТЬЯ 329. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества
Посев или выращивание с целью сбыта или изготовления наркотических веществ либо культивирование с той же целью сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, наказываются штрафом или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Те же действия, совершенные повторно либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327,328 и 331 настоящего Кодекса, наказываются ограничением свободы на срок от трех до семи лет.
Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет: с конфискацией имущества или без конфискации.
СТАТЬЯ 331. Склонение к потреблению наркотических средств и их препаратов
Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
То же действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 и 329 настоящего Кодекса, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
СТАТЬЯ 332. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических или иных одурманивающих средств
Предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, наказывается штрафом или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет.
Организация или содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
 

Формы устройства ребёнка в семью

 

 Приоритетными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь являются защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество. В качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику, выступает развитие института замещающих семей. Отечественный и мировой опыт убедительно показывает, что гарантии благополучного будущего ребенка-сироты, высшего в семье, значительно выше, чем воспитанного в учреждении.

  В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье существуют разные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

 Усыновление (удочерение). Утверждается решением суда по месту нахождения ребенка. Ребенок становится полноправным членом семьи. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения.

 Тайна усыновления охраняется законом. Государство не оказывает никакой помощи и не участвует в жизни семьи после усыновления, за исключением общедоступных форм социальной поддержки (послеродовой отпуск и пр.).

 Опекунство (попечительство). Устанавливается решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несет полную ответственность за ребенка, однако формально права опекуна отличаются от родительских: биологические родители имеют право навещать ребенка, подопечный ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям, опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё. Органы опеки регулярно контролируют условиями содержания, воспитания и образования ребенка.

 Приемная семья. Cоздаётся на основании договора между приемными родителями и органами опеки по месту нахождения ребенка.

 Обычно в приемную семью передают детей, которых юридически невозможно передать на усыновление. Биологические родители имеют право навещать ребёнка, ребенок может быть изъят из приемной семьи, усыновлен третьими лицами. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, зарплату за его воспитание и не состоят с ним в алиментных отношениях.

 Патронат. Устанавливается на основании договора между патронатным воспитателем и патронатной службой воспитательного учреждения. Воспитатель принимается в штат воспитательного учреждения. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно. В патронатной семье один из родителей имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудников учреждения для детей-сирот, на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.

 Наставничество (гостевой режим, или режим «выходного дня»). Устанавливается на основе личной договоренности с администрацией детского дома. На гостевой или режим “выходного дня” традиционно отдают детей начиная с 6-7 лет. Гостевой может быть как прелюдией к оформлению опеки, если кандидат уже получил направление на посещение, но так и не смог принять решение за отведенные 10 дней, так и как способ позволить детям получить хоть какой-то опыт жизни в семье, если шансы на постоянное устройство у них – в силу возраста или состояния здоровья – невелики. Семьи, принимающие ребенка на гостевой режим, не получают никаких выплат, кроме – иногда – продуктов по нормам питания для воспитанников детдома, что является скорее инициативой администрации, чем законным правом.

 Разнообразие форм семейного устройства детей-сирот позволяет максимально учитывать специфичность жизненной ситуации конкретного ребенка при определении его дальнейшего жизнеустройства.

Интернет-ресурсы: