РУ БЕ EN

Инновационная деятельность

Инновационные процессы:

  • стратегический фактор, определяющий прогрессивный характер социокультурных изменений;
  • обеспечивают постоянное развитие нынешней цивилизации благодаря нововведениям в науке, образовании, культуре, экономике, управлении.

Инновационные процессы в образовании:

  • важнейший фактор социального прогресса и духовного обновления мира человека;
  •  условие динамичности, ускорения процессов развития в различных сферах общественной жизни;
  • мощный инструмент становления общества как образовательного, в котором образованность становится общественной ценностью и национальным достоянием.

Примерный перечень документов, регламентирующих реализацию инновационного проекта

  • Программа реализации инновационного проекта
  • Календарный план реализации инновационного проекта на 201.../201…
  • Приказ директора учреждения образования об организации инновационной деятельности в 201…/201… учебном году
  • Должностные обязанности участников инновационной деятельности
  • Дневник участника инновационной деятельности
  • План работы участника инновационной деятельности
  • Справка о результатах (промежуточных и итоговых) реализации инновационного проекта
  • * Положения о семинарах (семинар-практикум, семинар-тренинг, в рамках которых осуществляется повышение квалификации педагогических кадров)(в рекомендательном порядке)
  • *Положение о проблемной (творческой) инновационной группе(в рекомендательном порядке)
  •  *Реестр тем педагогических исследований участников инновационной деятельности(в рекомендательном порядке)
  • * Материалы совещаний по вопросам инновационной деятельности(в рекомендательном порядке)
  • *Материалы педагогических советов (конференций, педагогических чтений), освещающих ход и результаты реализации инновационного проекта
  • * Материалы, отражающие сформированный инновационный педагогический опыт участников инновационной деятельности
  • * Документы рекомендательного характера: памятки; правила; рекомендации; инструкции
  • * Методические рекомендации по внедрению инновационного педагогического опыта в массовую образовательную практику

Результаты инновационной деятельности

  • Результат – итог деятельности, реализованная, воплощенная цель деятельности
  • Результат инновационной деятельности – инновация

«Инновация – это результат инновационной деятельности, воплощенный в виде:

  • нового или усовершенствованного продукта;
  • нового или усовершенствованного технологического процесса;
  • нового подхода к социальным или образовательным услугам».*
  • Педагогическая система – это взаимодействие взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью (цель, содержание, субъекты (обучаемые и обучающие), методы, средства и формы)
  • Педагогическая модель (прагматическая) – способ организации и представления практических действий и их результатов, принимающий форму стандарта, образца
  • Механизм реализации деятельности – набор и последовательность определенных наиболее действенных процедур как способ реализации модели
  • Образовательные продукты

Система управленческой деятельности, обеспечивающая реализацию инновационного проекта

1.1.Организационно-управленческая модель:

  • Концептуальные основания
  • Программа и план управленческих действий.

1.2. Механизмы реализации модели:

  • Создание инновационной команды
  • Формирование коллективного субъекта управления
  • Стимулирование и мотивация.

Система методической работы, обеспечивающая реализацию  инновационного проекта

2.1. Модель методической поддержки:

  • Научно-методическое консультирование
  • Профессиональное развитие
  • Формирование инновационного опыта.

2.2. Механизмы реализации модели:

  • Взаимодействие  субъектов инновационной деятельности
  • Организация педагогических исследований в рамках инновационного проекта.

Система психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности

3.1. Модель взаимодействия психолога и субъектов инновационной деятельности:

  • Организация диагностики
  • Консультирование.

3.2. Механизмы реализации модели:

  • Создание благоприятной психологической атмосферы
  • Преодоление барьеров инновационной деятельности.

Система работы педагога в рамках реализации инновационного проекта

4.1. Модель индивидуальной педагогической деятельности:

  • Целевой компонент
  • Содержательный компонент
  • Технологический компонент.

4.2. Механизмы реализации модели:

  • Целеполагание деятельности
  • Личностно-профессиональное развитие.

Образовательные продукты предполагают наличие материальной и личностной составляющих:

  • материальные продукты образовательной деятельности обучающегося (суждения, тексты, рисунки, поделки);
  • материальные продукты профессиональной деятельности педагога (методические разработки, программы обучающих курсов, семинаров, тренингов, мастер-классов и т.д., модели уроков и мероприятий, статьи, пособия, электронные обучающие средства, дидактические сборники и т.п.)

Образовательные продукты (личностная составляющая):

  • изменение личностных качеств обучающихся (уровень, воспитанности, обученности, состояние здоровья, специфические качества, соответствующие теме и содержанию инновационного проекта);
  • изменение личностно-профессиональных качеств педагогов (инновационная компетентность).

Инновационное образование

Инновационное образование:

  • позволяет формировать способность человека эффективно осваивать огромные массивы информации и успешно действовать в максимально неопределенной экономической, технологической, производственной ситуациях;
  • стимулирует развитие творчества и таких качеств личности как самостоятельность в принятии решений, умение делать выбор в новых нестандартных обстоятельствах.

Инновационное общество

Инновационное общество – это общество,

  • в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики;
  • в котором предъявляются новые высокие требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке, к социальной деятельности и социальной ответственности людей;
  • в котором на первый план выдвигается уровень развития человеческих ресурсов – знание, творчество, компетентность.

Инновационная культура

Инновационная культура - область духовной жизни человека, отражающая его ценностные ориентации, закрепленные в мотивах, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающие восприимчивость новых идей, готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни

свернуть

Инновационный проект

"Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений"

Сроки проведения инновационной деятельности: 2017 – 2020 годы

Актуальность инновационного проекта заключается в необходимости формирования нравственно зрелой личности, обусловленной социальным заказом общества, с сохранением исконных нравственных ценностей национальности белорусского народа (толерантности, альтруизма, жертвенности), посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодёжных объединений.

Цель проекта: формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования и детских и молодежных объединений, волонтерской деятельности через создание единой образовательной и социально-воспитательной среды.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:

- проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, эффективный опыт организации работы с ними в учреждениях образования, детских и молодежных объединениях Республики Беларусь;

- разработать механизм внедрения модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;

- разработать оптимальные формы и методы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений;

- создать единую образовательную и социально-воспитательную среду для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений;

- внедрить и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений;

- разработать методические рекомендации для учреждений образования по внедрению инновационного педагогического опыта воспитательной работы по теме инновационного проекта на уровне региона, республики.

свернуть

Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности

Закон Республики Беларусь "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь"

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2017/2018 учебном году

Приложение 3 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2012 № 93), пункт 1.3.

Приказ Министерства образования "Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году"

Приказ Главного управления образования "Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2018/2019 учебном году"

 

Приказ отдела образования "Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2018/2019 учебном году"

Руководитель учреждения образования

  •  Несёт ответственность за ход инновационной деятельности несет руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется инновационная деятельность, совместно с консультантом (консультантами) инновационного проекта.
  • издаёт приказ по учреждению образования об организации инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году;
  • составляет должностные обязанности участников инновационной деятельности;
  • обеспечивает выполнение всех мероприятий, предусмотренных программой инновационной деятельности;
  • предоставляет по требованию консультанта (консультантов) промежуточные, итоговые отчеты;
  • по итогам реализации инновационного проекта готовит справку по согласованию с консультантом (консультантами) и предложения по использованию полученных результатов инновационной деятельности;
  • обеспечивает информационное сопровождение инновационной деятельности на сайте учреждения образования (корректное отображение информации).

Консультант

  • обеспечивает научно-методическое и аналитико-диагностическое сопровождение;
  • консультирует педагогических работников по вопросам организации и проведения инновационной деятельности;
  • определяет совместно с педагогами направление и содержание исследований, проводимых в рамках инновационного проекта;
  • оказывает помощь в систематизации, обобщении и распространении инновационного опыта, подготовке публикаций, методических пособий и др.;
  • проводит ежегодный анализ результатов реализации инновационного проекта;
  • оказывает помощь в подготовке справки об итогах реализации инновационного проекта;
  • доводит до сведения экспертного совета академии информацию о существенных отклонениях от содержания инновационного проекта;
  • присутствует на заседаниях экспертного совета академии;
  • несет ответственность совместно с руководителем учреждения образования за ход и результаты инновационной деятельности.
свернуть

Психологическое сопровождение инновационной деятельности

Психологическое сопровождение является неотъемлемой частью инновационной деятельности учреждения образования.

В связи с этим возникает необходимость разработки программы психологического сопровождения инновационной деятельности, направленной на:

  • отслеживание процессов развития воспитанников;
  • отслеживание результатов инновационной деятельности;
  • отслеживание эмоционального состояния педагогов.

Важную роль в этом процессе играет психологическая культура педагога как основа профессионализма. В качестве психологических качеств, отражающих психологическую культуру педагога, выступают педагогическое мышление, эрудиция, целеполагание, предвидение, рефлексия.

Центральным фактором психологической культуры педагога является умение строить взаимоотношения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Психологическое сопровождение должно быть направлено на решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением субъектов образовательной деятельности и их профессиональным развитием.

Цель психологического сопровождения инновационной деятельности  - создание безопасного социально-психологического климата, где каждый  субъект инновационной деятельности может творчески реализовать свои  возможности личностного и профессионального роста.

Задачи психологического сопровождения:

  • формирование у педагогов психологической культуры взаимоотношения и взаимодействия с обучающимися (через коррекцию взаимоотношений в системе «педагог-обучающийся» направленную на формирование мотивации);
  • формирование у родителей психологической культуры взаимоотношения и взаимосвязи с ребенком (через коррекцию взаимоотношений в системе  «родитель-ребенок»);
  • обеспечение совместной работы психолога, родителей и педагогов по формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся УО;
  • обеспечения оптимизации деятельности педагогических команд,    направленных на формирование нравственных качеств среди учащихся;
  • определение условий, способствующих личностному и профессиональному самоопределению учащихся, а также самовоспитанию;
  • определение условий, способствующих снижению эмоционального выгорания педагога и его психологической деформации.

            Виды психологического сопровождения

Психодиагностика

Основными задачами исследования являются:

  • «обнаружение искомого» ответа на вопросы, вызвавшие  необходимость данного исследования;
  • поиск наиболее подходящих педагогических воздействий для оптимизации образовательного пространства; в-третьих, осуществления контроля динамики психического развития учащихся с целью коррекции обнаруживаемых отклонений;
  • выявление особенностей нравственного и психического развития учащихся, сформированности определенных психических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.

Психопрофилактика

Это организация образовательного процесса, способствующего удовлетворению, возрастных потребностей учащихся, качественного взаимодействия взрослых и детей.

Содержание психопрофилактической работы состоит в следующем:

  • выявление психологических особенностей учащихся, обуславливающих возникновение определенных сложностей или отклонений в их интеллектуальном или личностном развитии;
  • предупреждение психологической перегрузки учащихся, связанной с характерологическими особенностями личности;
  • формирование благоприятного психологического климата в учреждении: оптимизация формы общения в педагогическом коллективе (взрослый- взрослый); улучшение формы общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый-ребенок), учащихся между собой (ребенок-ребенок);
  • проведение различных форм работы с педагогами, педагогами-организаторами, управленцами направленных на изучение личностных особенностей обучающихся и форм психолого-педагогического сопровождения.

Психологическая консультация

Осуществление консультаций учащихся, педагогов, родителей, администрации по проблемам обучения, формирования личности, жизненного самоопределения, самовоспитания и межличностных взаимоотношений.

Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, родительских собраниях.

Психологическая коррекция

Осуществление активного воздействия на процесс формирования личности учащегося.

Преодоление отклонений в развитии, нарушении в обучении и поведении учеников.

             Разработка и реализация программы, направленной на формирование нравственных ценностных ориентаций.

Разработка и осуществление программ, направленных на устранение проблем в психологическом развитии обучающихся.

Разработка и осуществление программ психологической помощи учащимся, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях. Результативность работы

Показать педагогическому коллективу разные стороны психических и личностных характеристик учащихся, подчеркивая положительные и сильные стороны.

Выдвинуть доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед для построения совместной работы психолога с педагогическим коллективом.

Сформировать единство педагогических требований к каждому учащихся в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей.

Направления психологического сопровождения

Работа с учащимися  включает:

  • проведение тренингов личностного самоопределения, профессионального самоопределения, самовоспитания, арт-терапии;
  • оказание помощи в решении психологических проблем;
  • проведение психодиагностического исследования личностных особенностей обучающихся;
  • информирование об итогах психолого-педагогического обследования;
  • проведение индивидуальных консультаций по запросу обучающихся, родителей, администрации, педагогов;

Работа с родителями включает:

  • проведение родительских собраний для обеспечения родителей знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся характерологических свойствах у детей;
  • проведение психодиагностики по определению социально-психологического типа личности обучающегося на родительских собраниях;
  • проведение индивидуальных консультаций по проблемам личностного развития обучающегося по результатам психодиагностического исследования социально-психологического типа личности;
  • проведение тематических семинаров по проблемам родительско-детских отношений.

Работа с педагогами включает:

  • проведение тематических семинаров в целях обеспечения педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях нравственного воспитания, о сложившихся социально-психологических типах личности, о методах и формах работы «равный обучает равного»;
  • проведение практических семинаров в целях формирования навыков использования диагностической информации о характерологических свойствах личности;
  • проведение индивидуальных консультаций по вопросам межличностных взаимоотношений учащихся;
  • определение стратегий педагогической помощи учащимся, испытывающим определенные трудности в общении, поведении и психологическом самочувствии;
  • определение педагогической стратегии и тактики собственной деятельности в рамках обучения и социализации учащихся.

Работа с администрацией включает:

  • информирование о деятельности психологического сопровождения образовательного процесса в школе;
  • совместное решение вопросов по оптимизации психологического обеспечения образовательного процесса в УО;
  • совместное решение вопросов, связанных с осуществлением индивидуализированного и дифференцированного подходов при организации инновационной  и экспериментальной работы в УО;
  • участие в разработке планов работы школы.

Реализация цели и задач психологического сопровождения педагогов возможна при осуществлении совместной деятельности педагогов, родителей и психолога, выражающейся в организации и проведении просветительских и практических семинаров, групповых и  индивидуальных  консультаций, тренингов и т.п.

свернуть

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Психологическая служба учреждения образования не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Ее задача заключается в сопровождении деятельности педагога, под которой понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий. В процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”, то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития.

Развитие готовности к инновационной деятельности – это и есть подлинная задача практического психолога учреждения образования в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Инновации приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства

Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность у педагога рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.

Инновационные механизмы развития образования включают:

  • создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивацию интереса в педагогическом сообществе к новшествам;
  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
  • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.

Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему школьному сообществу. Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представить этот анализ руководителю образовательного учреждения. Психолог может заняться экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности. Психолог может включаться в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот  критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания. Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально- психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.

Инновационная деятельность педагога в образовательном учреждении, имея творческий характер, являясь одним из важных факторов личностного саморазвития педагога, во многом снижает вероятность возникновения у него эмоционального выгорания.

В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.

Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее психологической службы, активная позиция психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития учителя школы, так как от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.

Задачи психологической службы при сопровождении инноваций в учреждении образования:

  • задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);
  • задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;
  • задачи  активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает:

  • Психологическую экспертизу кадрового потенциала;
  • Психологическую оценку целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса;
  •  Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе;
  • Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов;
  • Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:

Сопровождение реализации инновационных программ:

  • приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;
  • формирование психологических установок педагогов (в их числе – установка на личностное совершенствование педагога, на работу над собой);
  • формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др.

Сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества).

Психологическую диагностику (объективную оценку личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).

Психологический анализ факторов успехов и причин недостатков.
Внесение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа.
 

Психолог в инновационном сопровождении педагога может выступить помощником учителя, внушающим ему  уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя, игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта, методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.

Реализуется сотрудничество школьного психолога и учителя в рамках традиционных направлений работы психолога с педагогическим коллективом:

  • Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
  • Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.
  • Проведение с педагогами психологических тренингов и видеотренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, “я-сообщение” и т.д.
  • Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
  • Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
  • Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
  • Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.
  • Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.
  • Проведение сеансов психологической разгрузки.
  • Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.
  • Психотерапевтическая работа с педагогами.

Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационной деятельности.

свернуть

Управленческие механизмы реализации инновационных проектов

Понятие управления

Управление  представляет собой процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние или поддержание ее в определенном режиме

Для инновационного управления характерно:

  • изменение целей, содержания, технологий и стиля управленческой деятельности;
  • расширение границ творчества;
  • усиление демократичности управления;
  • оптимизация контроля и усиление аналитической, прогностической и координирующей функций;
  • высокая мотивация в достижениях и гибкость в принятии решений.

Принципы управления инновационной деятельностью

  • Принцип системности.
  • Принцип командного единства.
  • Принцип самоопределения участников совместной деятельности.
  • Принцип комплексности в решении проблем.
  • Принцип стратегической перспективы организации.
  • Принцип активности, ответственности и инициативы.
  • Принцип управления в форме «социального участия».
  • Принцип  рефлексивного  управления.

Механизмы управления инновационной деятельностью

  • Изменение содержания управленческой деятельности.
  • Формирование коллективного субъекта управления.
  • Делегирование полномочий участникам инновационной деятельности.
  • Анализ и оценка инновационной деятельности.
  • Стимулирование и мотивация.
  • Управление знаниями.

Изменение содержания управленческой деятельности

  • Обеспечение устойчивого функционирования всех структур и подсистем учреждения образования.
  • Создание условий для инновационной деятельности всех участников инновационного проекта.
  • Формирование инновационного климата или психологической готовности педагогов к инновационным действиям и рискам.
  • Активное формирование и использование различных информационных потоков, обеспечение свободного доступа к информации.
  • Создание организационных форм (проектные, целевые, рабочие группы, научно-методические и экспертные советы, консалтинговые и информационно-методические центры и т.п.) для баланса управленческих полномочий и реализации принципов общественно-государственного управления.
  • Построение новой системы отношений, не иерархических, а партнерских.
  • Создание механизма взаимодействия традиций и инноваций, объединение потенциалов «старого» и «нового».

Коллективный субъект управления

Коллективный субъект управления предполагает  включенность в процесс управления всех участников инновационной деятельности.

Основные характеристики коллективного субъекта управления:

  •  целенаправленность (стремление к единой цели);
  • мотивированность (готовность к совместной деятельности);
  • интегрированность (взаимосвязь  и взаимодействие субъектов);
  • структурированность (чёткость взаимного распределения функций и ответственности);
  • согласованность (взаимная обусловленность действий);
  • организованность или управляемость (подчинённость определённому порядку деятельности);
  • результативность (способность достичь положительного результата).

Делегирование полномочий

  • Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения в определенном виде деятельности.
  • Принцип делегирования полномочийсостоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Преимущества делегирования полномочий:

  • сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития организации;
  • мотивация творческих и активных работников;
  • способ профессионального обучения;
  • способ профессиональной карьеры.

Анализ и оценка деятельности

Задачи:

  • стимулирование;
  • повышение эффективности;
  • обучение;
  • продвижение в карьере;
  • перераспределение;
  • аналитические цели;
  • перспективы развития организации;
  • поощрения и наказания.

Стимулирование и мотивация

  • Денежные стимулы.
  • Неденежные стимулы.
  • Нематериальные стимулы (социальные, моральные, социально-психологические).

Управление знаниями

  • Управление знаниями – систематический процесс идентификации, использования и передачи знаний внутри организации.

Менеджмент знаний способствует созданию особой корпоративной культуры, которая стимулирует педагогов к постоянному обмену опытом, к творческому росту, а также к  формированию «коллективного» знания.

Инновационное управление

  • Цель и результат инновационного управления:

появление  педагогов с высоким уровнем готовности и мотивации к инновационной деятельности, к постоянным изменениям и самосовершенствованию.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: