Инновационная деятельность
Инновационные процессы:
- стратегический фактор, определяющий прогрессивный характер социокультурных изменений;
- обеспечивают постоянное развитие нынешней цивилизации благодаря нововведениям в науке, образовании, культуре, экономике, управлении.
Инновационные процессы в образовании:
- важнейший фактор социального прогресса и духовного обновления мира человека;
- условие динамичности, ускорения процессов развития в различных сферах общественной жизни;
- мощный инструмент становления общества как образовательного, в котором образованность становится общественной ценностью и национальным достоянием.
Примерный перечень документов, регламентирующих реализацию инновационного проекта
- Программа реализации инновационного проекта
- Календарный план реализации инновационного проекта на 201.../201…
- Приказ директора учреждения образования об организации инновационной деятельности в 201…/201… учебном году
- Должностные обязанности участников инновационной деятельности
- Дневник участника инновационной деятельности
- План работы участника инновационной деятельности
- Справка о результатах (промежуточных и итоговых) реализации инновационного проекта
- * Положения о семинарах (семинар-практикум, семинар-тренинг, в рамках которых осуществляется повышение квалификации педагогических кадров)(в рекомендательном порядке)
- *Положение о проблемной (творческой) инновационной группе(в рекомендательном порядке)
- *Реестр тем педагогических исследований участников инновационной деятельности(в рекомендательном порядке)
- * Материалы совещаний по вопросам инновационной деятельности(в рекомендательном порядке)
- *Материалы педагогических советов (конференций, педагогических чтений), освещающих ход и результаты реализации инновационного проекта
- * Материалы, отражающие сформированный инновационный педагогический опыт участников инновационной деятельности
- * Документы рекомендательного характера: памятки; правила; рекомендации; инструкции
- * Методические рекомендации по внедрению инновационного педагогического опыта в массовую образовательную практику
Результаты инновационной деятельности
- Результат – итог деятельности, реализованная, воплощенная цель деятельности
- Результат инновационной деятельности – инновация
«Инновация – это результат инновационной деятельности, воплощенный в виде:
- нового или усовершенствованного продукта;
- нового или усовершенствованного технологического процесса;
- нового подхода к социальным или образовательным услугам».*
- Педагогическая система – это взаимодействие взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью (цель, содержание, субъекты (обучаемые и обучающие), методы, средства и формы)
- Педагогическая модель (прагматическая) – способ организации и представления практических действий и их результатов, принимающий форму стандарта, образца
- Механизм реализации деятельности – набор и последовательность определенных наиболее действенных процедур как способ реализации модели
- Образовательные продукты
Система управленческой деятельности, обеспечивающая реализацию инновационного проекта
1.1.Организационно-управленческая модель:
- Концептуальные основания
- Программа и план управленческих действий.
1.2. Механизмы реализации модели:
- Создание инновационной команды
- Формирование коллективного субъекта управления
- Стимулирование и мотивация.
Система методической работы, обеспечивающая реализацию инновационного проекта
2.1. Модель методической поддержки:
- Научно-методическое консультирование
- Профессиональное развитие
- Формирование инновационного опыта.
2.2. Механизмы реализации модели:
- Взаимодействие субъектов инновационной деятельности
- Организация педагогических исследований в рамках инновационного проекта.
Система психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности
3.1. Модель взаимодействия психолога и субъектов инновационной деятельности:
- Организация диагностики
- Консультирование.
3.2. Механизмы реализации модели:
- Создание благоприятной психологической атмосферы
- Преодоление барьеров инновационной деятельности.
Система работы педагога в рамках реализации инновационного проекта
4.1. Модель индивидуальной педагогической деятельности:
- Целевой компонент
- Содержательный компонент
- Технологический компонент.
4.2. Механизмы реализации модели:
- Целеполагание деятельности
- Личностно-профессиональное развитие.
Образовательные продукты предполагают наличие материальной и личностной составляющих:
- материальные продукты образовательной деятельности обучающегося (суждения, тексты, рисунки, поделки);
- материальные продукты профессиональной деятельности педагога (методические разработки, программы обучающих курсов, семинаров, тренингов, мастер-классов и т.д., модели уроков и мероприятий, статьи, пособия, электронные обучающие средства, дидактические сборники и т.п.)
Образовательные продукты (личностная составляющая):
- изменение личностных качеств обучающихся (уровень, воспитанности, обученности, состояние здоровья, специфические качества, соответствующие теме и содержанию инновационного проекта);
- изменение личностно-профессиональных качеств педагогов (инновационная компетентность).
Инновационное образование
Инновационное образование:
- позволяет формировать способность человека эффективно осваивать огромные массивы информации и успешно действовать в максимально неопределенной экономической, технологической, производственной ситуациях;
- стимулирует развитие творчества и таких качеств личности как самостоятельность в принятии решений, умение делать выбор в новых нестандартных обстоятельствах.
Инновационное общество
Инновационное общество – это общество,
- в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики;
- в котором предъявляются новые высокие требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке, к социальной деятельности и социальной ответственности людей;
- в котором на первый план выдвигается уровень развития человеческих ресурсов – знание, творчество, компетентность.
Инновационная культура
Инновационная культура - область духовной жизни человека, отражающая его ценностные ориентации, закрепленные в мотивах, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающие восприимчивость новых идей, готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни
Инновационный проект
"Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений"
Сроки проведения инновационной деятельности: 2017 – 2020 годы
Актуальность инновационного проекта заключается в необходимости формирования нравственно зрелой личности, обусловленной социальным заказом общества, с сохранением исконных нравственных ценностей национальности белорусского народа (толерантности, альтруизма, жертвенности), посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодёжных объединений.
Цель проекта: формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования и детских и молодежных объединений, волонтерской деятельности через создание единой образовательной и социально-воспитательной среды.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
- проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, эффективный опыт организации работы с ними в учреждениях образования, детских и молодежных объединениях Республики Беларусь;
- разработать механизм внедрения модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;
- разработать оптимальные формы и методы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений;
- создать единую образовательную и социально-воспитательную среду для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений;
- внедрить и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений;
- разработать методические рекомендации для учреждений образования по внедрению инновационного педагогического опыта воспитательной работы по теме инновационного проекта на уровне региона, республики.
Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности
Руководитель учреждения образования
- Несёт ответственность за ход инновационной деятельности несет руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется инновационная деятельность, совместно с консультантом (консультантами) инновационного проекта.
- издаёт приказ по учреждению образования об организации инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году;
- составляет должностные обязанности участников инновационной деятельности;
- обеспечивает выполнение всех мероприятий, предусмотренных программой инновационной деятельности;
- предоставляет по требованию консультанта (консультантов) промежуточные, итоговые отчеты;
- по итогам реализации инновационного проекта готовит справку по согласованию с консультантом (консультантами) и предложения по использованию полученных результатов инновационной деятельности;
- обеспечивает информационное сопровождение инновационной деятельности на сайте учреждения образования (корректное отображение информации).
Консультант
- обеспечивает научно-методическое и аналитико-диагностическое сопровождение;
- консультирует педагогических работников по вопросам организации и проведения инновационной деятельности;
- определяет совместно с педагогами направление и содержание исследований, проводимых в рамках инновационного проекта;
- оказывает помощь в систематизации, обобщении и распространении инновационного опыта, подготовке публикаций, методических пособий и др.;
- проводит ежегодный анализ результатов реализации инновационного проекта;
- оказывает помощь в подготовке справки об итогах реализации инновационного проекта;
- доводит до сведения экспертного совета академии информацию о существенных отклонениях от содержания инновационного проекта;
- присутствует на заседаниях экспертного совета академии;
- несет ответственность совместно с руководителем учреждения образования за ход и результаты инновационной деятельности.
Психологическое сопровождение инновационной деятельности
Психологическое сопровождение является неотъемлемой частью инновационной деятельности учреждения образования.
В связи с этим возникает необходимость разработки программы психологического сопровождения инновационной деятельности, направленной на:
- отслеживание процессов развития воспитанников;
- отслеживание результатов инновационной деятельности;
- отслеживание эмоционального состояния педагогов.
Важную роль в этом процессе играет психологическая культура педагога как основа профессионализма. В качестве психологических качеств, отражающих психологическую культуру педагога, выступают педагогическое мышление, эрудиция, целеполагание, предвидение, рефлексия.
Центральным фактором психологической культуры педагога является умение строить взаимоотношения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Психологическое сопровождение должно быть направлено на решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением субъектов образовательной деятельности и их профессиональным развитием.
Цель психологического сопровождения инновационной деятельности - создание безопасного социально-психологического климата, где каждый субъект инновационной деятельности может творчески реализовать свои возможности личностного и профессионального роста.
Задачи психологического сопровождения:
- формирование у педагогов психологической культуры взаимоотношения и взаимодействия с обучающимися (через коррекцию взаимоотношений в системе «педагог-обучающийся» направленную на формирование мотивации);
- формирование у родителей психологической культуры взаимоотношения и взаимосвязи с ребенком (через коррекцию взаимоотношений в системе «родитель-ребенок»);
- обеспечение совместной работы психолога, родителей и педагогов по формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся УО;
- обеспечения оптимизации деятельности педагогических команд, направленных на формирование нравственных качеств среди учащихся;
- определение условий, способствующих личностному и профессиональному самоопределению учащихся, а также самовоспитанию;
- определение условий, способствующих снижению эмоционального выгорания педагога и его психологической деформации.
Виды психологического сопровождения
Психодиагностика
Основными задачами исследования являются:
- «обнаружение искомого» ответа на вопросы, вызвавшие необходимость данного исследования;
- поиск наиболее подходящих педагогических воздействий для оптимизации образовательного пространства; в-третьих, осуществления контроля динамики психического развития учащихся с целью коррекции обнаруживаемых отклонений;
- выявление особенностей нравственного и психического развития учащихся, сформированности определенных психических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.
Психопрофилактика
Это организация образовательного процесса, способствующего удовлетворению, возрастных потребностей учащихся, качественного взаимодействия взрослых и детей.
Содержание психопрофилактической работы состоит в следующем:
- выявление психологических особенностей учащихся, обуславливающих возникновение определенных сложностей или отклонений в их интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение психологической перегрузки учащихся, связанной с характерологическими особенностями личности;
- формирование благоприятного психологического климата в учреждении: оптимизация формы общения в педагогическом коллективе (взрослый- взрослый); улучшение формы общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый-ребенок), учащихся между собой (ребенок-ребенок);
- проведение различных форм работы с педагогами, педагогами-организаторами, управленцами направленных на изучение личностных особенностей обучающихся и форм психолого-педагогического сопровождения.
Психологическая консультация
Осуществление консультаций учащихся, педагогов, родителей, администрации по проблемам обучения, формирования личности, жизненного самоопределения, самовоспитания и межличностных взаимоотношений.
Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, родительских собраниях.
Психологическая коррекция
Осуществление активного воздействия на процесс формирования личности учащегося.
Преодоление отклонений в развитии, нарушении в обучении и поведении учеников.
Разработка и реализация программы, направленной на формирование нравственных ценностных ориентаций.
Разработка и осуществление программ, направленных на устранение проблем в психологическом развитии обучающихся.
Разработка и осуществление программ психологической помощи учащимся, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях. Результативность работы
Показать педагогическому коллективу разные стороны психических и личностных характеристик учащихся, подчеркивая положительные и сильные стороны.
Выдвинуть доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед для построения совместной работы психолога с педагогическим коллективом.
Сформировать единство педагогических требований к каждому учащихся в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей.
Направления психологического сопровождения
Работа с учащимися включает:
- проведение тренингов личностного самоопределения, профессионального самоопределения, самовоспитания, арт-терапии;
- оказание помощи в решении психологических проблем;
- проведение психодиагностического исследования личностных особенностей обучающихся;
- информирование об итогах психолого-педагогического обследования;
- проведение индивидуальных консультаций по запросу обучающихся, родителей, администрации, педагогов;
Работа с родителями включает:
- проведение родительских собраний для обеспечения родителей знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся характерологических свойствах у детей;
- проведение психодиагностики по определению социально-психологического типа личности обучающегося на родительских собраниях;
- проведение индивидуальных консультаций по проблемам личностного развития обучающегося по результатам психодиагностического исследования социально-психологического типа личности;
- проведение тематических семинаров по проблемам родительско-детских отношений.
Работа с педагогами включает:
- проведение тематических семинаров в целях обеспечения педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях нравственного воспитания, о сложившихся социально-психологических типах личности, о методах и формах работы «равный обучает равного»;
- проведение практических семинаров в целях формирования навыков использования диагностической информации о характерологических свойствах личности;
- проведение индивидуальных консультаций по вопросам межличностных взаимоотношений учащихся;
- определение стратегий педагогической помощи учащимся, испытывающим определенные трудности в общении, поведении и психологическом самочувствии;
- определение педагогической стратегии и тактики собственной деятельности в рамках обучения и социализации учащихся.
Работа с администрацией включает:
- информирование о деятельности психологического сопровождения образовательного процесса в школе;
- совместное решение вопросов по оптимизации психологического обеспечения образовательного процесса в УО;
- совместное решение вопросов, связанных с осуществлением индивидуализированного и дифференцированного подходов при организации инновационной и экспериментальной работы в УО;
- участие в разработке планов работы школы.
Реализация цели и задач психологического сопровождения педагогов возможна при осуществлении совместной деятельности педагогов, родителей и психолога, выражающейся в организации и проведении просветительских и практических семинаров, групповых и индивидуальных консультаций, тренингов и т.п.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Психологическая служба учреждения образования не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Ее задача заключается в сопровождении деятельности педагога, под которой понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий. В процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”, то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития.
Развитие готовности к инновационной деятельности – это и есть подлинная задача практического психолога учреждения образования в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.
Инновации приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.
Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.
Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.
Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства
Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность у педагога рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.
Инновационные механизмы развития образования включают:
- создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивацию интереса в педагогическом сообществе к новшествам;
- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.
Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему школьному сообществу. Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представить этот анализ руководителю образовательного учреждения. Психолог может заняться экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности. Психолог может включаться в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.
За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания. Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально- психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.
Инновационная деятельность педагога в образовательном учреждении, имея творческий характер, являясь одним из важных факторов личностного саморазвития педагога, во многом снижает вероятность возникновения у него эмоционального выгорания.
В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.
Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее психологической службы, активная позиция психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития учителя школы, так как от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.
Задачи психологической службы при сопровождении инноваций в учреждении образования:
- задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);
- задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;
- задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает:
- Психологическую экспертизу кадрового потенциала;
- Психологическую оценку целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса;
- Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе;
- Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов;
- Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.
Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:
Сопровождение реализации инновационных программ:
- приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;
- формирование психологических установок педагогов (в их числе – установка на личностное совершенствование педагога, на работу над собой);
- формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др.
Сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества).
Психологическую диагностику (объективную оценку личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).
Психологический анализ факторов успехов и причин недостатков.
Внесение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа.
Психолог в инновационном сопровождении педагога может выступить помощником учителя, внушающим ему уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя, игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта, методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.
Реализуется сотрудничество школьного психолога и учителя в рамках традиционных направлений работы психолога с педагогическим коллективом:
- Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
- Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.
- Проведение с педагогами психологических тренингов и видеотренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, “я-сообщение” и т.д.
- Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
- Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
- Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
- Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.
- Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.
- Проведение сеансов психологической разгрузки.
- Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.
- Психотерапевтическая работа с педагогами.
Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационной деятельности.
Управленческие механизмы реализации инновационных проектов
Понятие управления
Управление представляет собой процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние или поддержание ее в определенном режиме
Для инновационного управления характерно:
- изменение целей, содержания, технологий и стиля управленческой деятельности;
- расширение границ творчества;
- усиление демократичности управления;
- оптимизация контроля и усиление аналитической, прогностической и координирующей функций;
- высокая мотивация в достижениях и гибкость в принятии решений.
Принципы управления инновационной деятельностью
- Принцип системности.
- Принцип командного единства.
- Принцип самоопределения участников совместной деятельности.
- Принцип комплексности в решении проблем.
- Принцип стратегической перспективы организации.
- Принцип активности, ответственности и инициативы.
- Принцип управления в форме «социального участия».
- Принцип рефлексивного управления.
Механизмы управления инновационной деятельностью
- Изменение содержания управленческой деятельности.
- Формирование коллективного субъекта управления.
- Делегирование полномочий участникам инновационной деятельности.
- Анализ и оценка инновационной деятельности.
- Стимулирование и мотивация.
- Управление знаниями.
Изменение содержания управленческой деятельности
- Обеспечение устойчивого функционирования всех структур и подсистем учреждения образования.
- Создание условий для инновационной деятельности всех участников инновационного проекта.
- Формирование инновационного климата или психологической готовности педагогов к инновационным действиям и рискам.
- Активное формирование и использование различных информационных потоков, обеспечение свободного доступа к информации.
- Создание организационных форм (проектные, целевые, рабочие группы, научно-методические и экспертные советы, консалтинговые и информационно-методические центры и т.п.) для баланса управленческих полномочий и реализации принципов общественно-государственного управления.
- Построение новой системы отношений, не иерархических, а партнерских.
- Создание механизма взаимодействия традиций и инноваций, объединение потенциалов «старого» и «нового».
Коллективный субъект управления
Коллективный субъект управления предполагает включенность в процесс управления всех участников инновационной деятельности.
Основные характеристики коллективного субъекта управления:
- целенаправленность (стремление к единой цели);
- мотивированность (готовность к совместной деятельности);
- интегрированность (взаимосвязь и взаимодействие субъектов);
- структурированность (чёткость взаимного распределения функций и ответственности);
- согласованность (взаимная обусловленность действий);
- организованность или управляемость (подчинённость определённому порядку деятельности);
- результативность (способность достичь положительного результата).
Делегирование полномочий
- Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения в определенном виде деятельности.
- Принцип делегирования полномочийсостоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.
Преимущества делегирования полномочий:
- сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития организации;
- мотивация творческих и активных работников;
- способ профессионального обучения;
- способ профессиональной карьеры.
Анализ и оценка деятельности
Задачи:
- стимулирование;
- повышение эффективности;
- обучение;
- продвижение в карьере;
- перераспределение;
- аналитические цели;
- перспективы развития организации;
- поощрения и наказания.
Стимулирование и мотивация
- Денежные стимулы.
- Неденежные стимулы.
- Нематериальные стимулы (социальные, моральные, социально-психологические).
Управление знаниями
- Управление знаниями – систематический процесс идентификации, использования и передачи знаний внутри организации.
Менеджмент знаний способствует созданию особой корпоративной культуры, которая стимулирует педагогов к постоянному обмену опытом, к творческому росту, а также к формированию «коллективного» знания.
Инновационное управление
- Цель и результат инновационного управления:
появление педагогов с высоким уровнем готовности и мотивации к инновационной деятельности, к постоянным изменениям и самосовершенствованию.
Мы в соцсетях: