Родительский университет
Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей.
Сегодня, понимая, что у педагогов и родителей общая цель – достойное образование и воспитание ребенка, организация эффективного взаимодействия семьи и школы является насущной необходимостью. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, педагоги обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
-организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, памятки, рекомендации, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
- Общие положения
1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.
1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Большеберестовицкая средняя школа имени С.О. Притыцкого»
1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.
1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.
- Цель и задачи «Родительского университета»
2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.
2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:
- формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
- расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
- формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
- овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
- развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
- актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
- Организационная структура «Родительского университета»
3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
- для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;
- для родителей учащихся V-IX классов – «Мой ребёнок – подросток»;
- для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».
3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:
- прямые:
лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;
- дистанционные:
вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.
- Ожидаемые результаты
4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;
4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.
4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.
ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-XI классов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2024/2025 учебный год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2024/2025 учебный год
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2024/2025 учебный год
11.12.2024 cостоялось заседание в рамках республиканского проекта «Родительский университет» среди родителей учащихся IX-х классов.
Об агрессии и ее последствиях рассказала педагог-психолог Берестовицкого СПЦ Козубовская М.В.
Актуальным вопросом остается профилактика наркомании. По данному вопросу выступил сотрудник Берестовицкого РОВД Панкевич Е.В.
21 ноября 2024 в рамках реализации республиканского проекта «Родительский университет» состоялась встреча родителей семиклассников с участковым инспектором Берестовицкого РОВД Детченей Е.А. В рамках заседания была рассмотрена актуальная тема "Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних".
В ходе мероприятия Егор Александрович напомнил законным представителям о способах организации занятости учащихся, необходимости родительского контроля за времяпрепровождением детей, ответственности за совершенное несовершеннолетним правонарушение.
24.10.2024 прошло заседание Родительского университета «Здоровье – это жизнь» для родителей и законных представителей учащихся X класса, целью которого было формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, здоровья семьи и детей. Родительский университет проходил в форме круглого стола. На мероприятии выступила инструктор-валеолог Берестовицкой ЦРБ Киган Людмила Валерьевна.
Родительский университет «Психологические и физиологические особенности семиклассников» прошел сегодня для родителей 7-х классов. Выступила педагог-психолог Богатырева Е.О.
13.09.2024
Для родителей учащихся 6-х классов 13.09.2024 прошло заседание родительского университета по теме "Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи". Спикером мероприятия стала педагог-психолог Богатырева Е.О.
Для родителей учащихся 8-х классов 13.09.2024 г. состоялось заседание родительского университета по теме "Жизненные цели подростков". Спикером мероприятия стала инспектор ИДН Берестовицкого РОВД Зелепуха О.В.
23 мая 2024 года состоялось общешкольное родительское собрание «Летние каникулы–2024».
На собрании выступил Панкевич Е.В., сотрудник РОВД, который рассказал об ответственности за незаконный оборот наркотиков и распространение порнографических материалов. Егор Викторович проинформировал родителей о разрешенном времени нахождения детей на улице, не достигших 16-летнего возраста, без сопровождения взрослых.
Педагог-психолог Берестовицкого СПЦ, Козубовская М.В., пояснила родителям о важности сохранения психологического здоровья. Рассказала о негативных последствиях при выявлении случаев насилия в семье в отношении несовершеннолетних, а также дала рекомендации для того, чтобы избежать насилие в отношении детей.
Инспектор Берестовицкого РОЧС, Метелица В.Ю., рассказал о безопасности в быту и на воде. Родители узнали о местах, разрешенных для купания. Был просмотрен видеосюжет «Тиктокер-поджигатель». Героем сюжета стал мальчик, который решил провести эксперимент с баллоном газа, который увидел в Тиктоке.
Гутовец О.Р., главный специалист сектора социальной и организационно-педагогической работы отдела образования Берестовицкого РИК, проинформировала родителей о критериях и показателях социально опасного положения. Затронула вопрос о важности семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Гончаревич Е.Н., заместитель директора по воспитательной работе, рассказала родителям об организации занятости детей в период летних каникул.
18.03.2024 родители учащихся 6-х классов приняли участие в заседании "Родительского университета" по теме "Безопасность подростков в сети Интернет". Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях рассказала родителям инспектор ИДН Берестовицкого РОВД Зелепуха О.В. Классными руководителями была подготовлена подборка видеосюжетов "Виртуальная реальность: возможности и опасности". В конце мероприятия родители определили главные правила безопасного поведения детей в сети Интернет.
13.12.2023 прошло заседание Родительского университета на тему "Как уберечь подростка от насилия"
Мы в соцсетях: